«Мир шахмат»

Образовательная общеразвивающая программа «Мир шахмат» представляет собой синтез ранее вышедших программ, и адаптирована для современного поколения детей, учитывая их интересы и способности. Шахматное образование включает в себя теорию и практику шахматной игры, воспитание интеллектуальной культуры. Занятия шахматами приучают детей к усидчивости, умению самостоятельно мыслить, выбирать из нескольких возможностей лучшую, преодолению трудностей. Обучение шахматам с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников. 

Новизна и отличительная особенность данной программы заключается: 

- В поэтапном освоении учащимися, предлагаемого курса, что даёт возможность детям с разным уровнем развития освоить те этапы сложности, которые соответствуют их способностям. 

- В авторской методике индивидуального подхода к каждому учащемуся при помощи подбора заданий разного уровня сложности. Индивидуальный подход базируется на личностно-ориентированном подходе к ребёнку, при помощи создания педагогом “ситуации успеха” для каждого учащегося, таким образом данная методика повышает эффективность и результативность образовательного процесса. Подбор заданий осуществляется на основе метода наблюдения педагогом за практической деятельностью учащегося на занятии. 

- В использовании во время процесса обучения электронных образовательных ресурсов, а именно компьютерных образовательных шахматных программ («Динозаврик учит шахматам», «Шахматный задачник», «Рыбка» и т.д.). Данные программы, учащиеся осваивают с начального уровня, постепенно увеличивая сложность, что даёт возможность учащимся проследить свой рост и увидеть насколько уровней выше они поднялись в игре с компьютером. 

- В системе диагностирования результатов обучения и воспитания, дающей возможность определить уровень эффективности и результативности освоения учебного материала, а также уровень достижений учащихся. Данная система способствует осуществлению индивидуального подхода к каждому ребёнку, а также выявлению и дальнейшему развитию талантливых детей. (Методика Карасевой Ж.В.) Также решение проектных задач на образовательных событиях, позволяет отслеживать уровень развития УУД. 

- В использовании нетрадиционных форм работы с родителями, то есть включение их в активную совместную деятельность, а именно в участие в “Шахматных турнирах семейных команд”. (Шахматная олимпиада) 

В программе используются важнейшие принципы обучения: 

1.Принцип воспитывающего обучения. В ходе освоения детьми программы происходит осуществление воспитания через содержание, методы и организацию обучения. 

2.Принцип сознательности и активности. Изучение учащимися любой темы предполагает проявление на занятиях мыслительной активности, что выражается в сознательном освоении учебного материала, осознание и понимание конкретных факторов, правил, сведений, терминов, понятий. Юный шахматист учится (в той или иной степени – это зависит от индивидуальных способностей) осознавать свои ошибки, понимать причины их возникновения. Самым важным является то, что все приобретённые знания, умения и навыки сразу же переносятся в практическую деятельность, проявляясь в турнирной борьбе. 

3.Принцип наглядности. При показе шахматной партии на демонстрационной доске, выделяются важнейшие моменты, привлекается к ним внимание учащихся с целью осмысления ими связей между событиями на шахматной доске. На занятиях используется объяснение, а затем полученные представления закрепляются наглядными, конкретными примерами. Для этого показывается какая-либо типичная комбинация, технический приём и т.п., после чего учащиеся самостоятельно выполняют аналогичные задания. 

4.Принцип систематичности и последовательности. В задачу обучения в соответствии с этим принципом входит связывание разрозненных знаний, представлений и понятий в единую, стройную систему. Содержание всех теоретических сведений программы обеспечивает последовательность накопления знаний, формирование умений и навыков. 

5.Принцип доступности. Этот принцип означает, что учебный материал должен соответствовать возрасту, индивидуальным особенностям, уровню подготовленности. 

6.Принцип прочности. Прочность знаний, умений и навыков обеспечивается повторением, закреплением учебного материала. 

Наиболее ярко принцип прочности проявляется при анализе партий учащихся. В этот момент можно повторить любой раздел программы, проверить знания, умения, навыки, напомнить содержание тех или иных шахматных понятий, подсказать способ их применения в конкретной шахматной позиции. 

Очная с применением дистанционной образовательной технологии.

7. Принцип модульности. 

преподаватели

Содержание программы

Цели программы

Результат программы

Особые условия проведения

Материально-техническая база