При выборе профессии и в последующей профессиональной деятельности каждый человек неизбежно сталкивается с необходимостью решения проблем экологии и здоровья в своей профессии. Готовность к их решению является общегражданским требованием любой профессиограммы.
К старшим классам у учащихся общеобразовательных школ накапливается достаточное количество знаний и умений в области экологии и здоровья, необходимых для практического решения ряда жизненных проблем, возникающих в связи с профессиональным самоопределением. К таким проблемам относятся жизненные проблемы:
· Выбора профессии с учётом её требований к индивидуальным качествам и состоянию здоровья человека;
· Сохранения профессионального здоровья с учётом профессиональных вредностей и экологической обстановки в месте жительства;
· Рациональной организации труда как составной части своего здорового образа жизни в профессии;
· Мотивации и готовности человека к профессиональным действиям по решению экологических проблем местного сообщества в интересах его устойчивого развития.
Соответственно ведущему виду деятельности, в старшей школе рассматриваются реальные ситуации, требующие от учащегося:
· Применения в ситуациях профессионального выбора универсальных учебных действий в разных комбинациях.
· Профессионального самоопределения на основе осознания своих желаний и возможностей, жизненной необходимости, рефлексии индивидуально предпочитаемого стиля деятельности, ресурсов своего здоровья, особенностей экологической ситуации в месте проживания, профессиональных вредностей;
· Целенаправленного прогноза и проектирования своей будущей жизнедеятельности.