Ритм

Пение – один из любимых видов музыкальной деятельности детей. Благодаря словесному тексту, песня доступнее детям по содержанию, чем любой другой вид музыкального жанра. Дети, воспринимая характер музыкального произведения в единстве со словом, глубже и сознательнее подходят к пониманию образа. Пение дает возможность выразить свои чувства. В процессе пения у детей развиваются музыкальные способности: музыкальный слух, память, чувство ритма. Пение способствует развитию речи, слова проговариваются протяжно, нараспев, что помогает четкому произношению отдельных звуков и слогов. Пение способствует развитию и укреплению легких и всего голосового аппарата. Пение является лучшей формой дыхательной гимнастики. В процессе обучения пению развивается детский голос, а так же решаются воспитательные задачи, связанные с формированием личности ребенка.

Два наиболее важных момента в обучении ребенка пению: развитие музыкального мелодического слуха и приобретение навыков управления своим голосовым аппаратом. Отсутствие координации у ребенка между слухом и голосом (между тем, что он слышит, и тем, что он воспроизводит вслух) приводит к неточному интонированию мелодии песни. Причина не в том, что ребенок не слышит правильного звучания мелодии, а просто он не умеет справиться со сложным механизмом своего голосового аппарата.

 Программа вокального кружка по развитию певческих способностей детей старшего дошкольного возраста в условиях дополнительного образования детей ориентирована на обучение детей пению в возрасте от 5 до 7 лет и рассчитана на 1 год.  Программа составлена с учетом требований, определенных нормативными документами:  В программе систематизированы средства и методы музыкально - художественной деятельности, обосновано использование разных видов детской  музыкально – художественной деятельности в процессе обучение детей пению. 

преподаватели

Ершова Ирина Александровна - педагог дополнительного образования по совместительству

Содержание программы

Тема 1. Вводное занятие. Прослушивание детей, распределение по голосам. Знакомство с программой. Составление расписания занятий. Прослушивание детей, распределение по голосам. Наблюдение за детьми.

Тема 2. Работа над певческой установкой и дыханием. Посадка певца, положение корпуса, головы. Навыки пения сидя и стоя. Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения; различные его приемы (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное, но также активное в медленных). Знакомство с навыками «цепного» дыхания (пение выдержанного звука в конце произведения; исполнение продолжительных музыкальных фраз на «цепном дыхании).

Тема 3. Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования. Естественный, свободный звук без крика и напряжения. Преимущественно мягкая атака звука. Округление гласных, способы их формирования в различных регистрах (головное звучание). Пение нон легато и легато. Добиваться ровного звучания во всем диапазоне детского голоса, умения использовать головной и грудной регистры.

Тема 4. Работа над дикцией и артикуляцией. Развивать согласованность артикуляционных органов, которые определяют качество произнесения звуков  речи, разборчивость слов или дикции (умение открывать рот, правильное положение губ, освобождение от зажатости и напряжения нижней челюсти, свободное положение языка во рту). Особенности произношения при пении: напевность гласных, умение их округлять, стремление к чистоте звучания неударных гласных. Быстрое и четкое выговаривание согласных.

Тема 5. Формирование сценической культуры. Обучение вокалистов пользованию фонограммой осуществляется сначала с помощью аккомпанирующего инструмента в классе, в соответствующем темпе. Пение под фонограмму – заключительный этап сложной и многогранной предварительной работы. С помощью пантомимических упражнений развиваются артистические способности, в процессе занятий по вокалу вводится комплекс движений по ритмике. Таким образом, развитие вокально-хоровых навыков сочетает вокально-техническую деятельность с работой по музыкальной выразительности и созданию сценического образа.

Цели программы

воспитание музыкального вкуса и развитие творческой индивидуальности у ребенка посредством вокала.

Результат программы

Участники вокального коллектива должны научиться петь: ритмично, напевно, чисто интонировать мелодию, выразительно исполнять различные по характеру вокальные произведения, постепенно переходить к исполнению более сложных вокальных произведений, к песням с более широким диапазоном.

Необходимо постепенно подвести обучающихся к ансамблевому пению, то есть научить петь в ансамбле и сольно, раскрывать наиболее полно творческие возможности каждого индивидуума; открывать и растить таланты, подбирать для изучения репертуар соответственно вкусу, возрасту и вокальному опыту, принимать участие в концертах для ветеранов войны и труда, в городских и районных конкурсах и фестивалях песни. В процессе обучения в вокальном кружке репертуар должен соответствовать развитию необходимых певческих качеств: голоса, интонации, пластики, ритмичности.

Важно воспитывать у вокалистов артистичность, умение перевоплощаться в художественный образ произведения. Это должно проявляться в мимике лица, движениях рук и корпуса. Критерием оценки считать качество звука, свободу при пении, не количество, а качество выученного материала, умение практически использовать полученные умения и навыки, например – выступление вокального коллектива на различных концертных площадках.

К концу о года обучающиеся знают:

- жанры вокальной музыки;

- певческую установку;

- типы дыхания;

- особенности средств музыкальной выразительности

(темп, тембр, метроритм, динамика, регистр, мелодия, лад, гармония).

- стилистические особенности произведений;

- физиологические особенности голосового аппарата;

- поведение певца до выхода на сцену и во время концерта;

- реабилитация при простудных заболеваниях;

- обоснованность сценического образа.

Понимают:

- дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения

и его окончание);

- произведения различных жанров;

- элементарные представления о работе резонаторов, выработку ощущения округленности, близости зву­ка, его высокой вокальной позиции.

- технику вокального исполнительства (певческое устойчивое дыхание на опоре, дикционные навыки, навыки четкой и ясной артикуляции, ровности звучания голоса на протяжении всего диапазона голоса);

- художественную выразительности исполнения, работу над словом, раскрытием художественного содержания и выявлением стилистических особенностей произведения (фразировкой, нюансировкой, агогикой, приемами вхождения в музыкальный образ, сценической, мимической выразительностью)

Умеют:

- правильно дышать, делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;

- точно повторить заданный звук;

- в подвижных песнях делать быстрый вдох;

- правильно показать самое красивое индивидуальное звучание голоса;

- петь чисто и слаженно в унисон;

- петь без сопровождения отдельные попевки и отрывки из песен;

- дать критическую оценку своему исполнению;

- использовать элементы ритмики и движения под музыку;

- работать в сценическом образе.

- петь достаточно чистым по качеству звуком, легко, мягко, непринужденно;

- петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы;

- исполнять вокальные произведения выразительно, осмысленно;

- принимать активное участие во всех концертах, фестивалях, конкурсах;

- дать критическую оценку своему исполнению;

- использовать элементы ритмики и движения под музыку;

- работать в сценическом образе;

- работать с профессиональной фонограммой «минус»,

-самостоятельно работать с иностранным текстом произведения,

- правильно применять микрофон.

Владеют:

-навыками исполнения произведений, с сопровождением, без сопровождения, под фонограмму;

-основами пения (петь чисто, плавно, светло без напряжения; соблюдать певческую установку, правильно пользоваться певческим дыханием, отчётливо произносить слова в пении);

- музыкальным слухом и чувством ритма;

- навыком эмоционального выражения.

Особые условия проведения

Программа вокального кружка по развитию певческих способностей детей старшего дошкольного возраста в условиях дополнительного образования детей ориентирована на обучение детей пению в возрасте от 6 до 7 лет и рассчитана на 1 год. Состав вокального кружка формируется с учётом желания детей и результатов диагностики их вокальных навыков. Наполняемость группы на занятиях -15 детей.

 Работа вокально-хорового кружка строится на единых принципах и обеспечивает целостность педагогического процесса. Непосредственно образовательная деятельность кружка проводятся в соответствии с рекомендуемыми: продолжительностью режимных моментов для возрастных групп детского сада; объёмом учебной нагрузки с учётом требований СанПиН 2.3/2.4.3590-20.  

 Состав детей постоянный, основным составом объединения является кружок.

 Форма обучения - очная, допускается дистанционная.

 Программа имеет ознакомительный уровень (с октября 2021 года по май 2022 года). На ознакомительном уровне с детьми происходит: формирование устойчивой мотивации, использовать диагностику интересов и мотивации детей с тем, чтобы обеспечить такое

многообразие интересных занятий, которое позволило бы разным детям с разными интересами и вкусами полюбить вокал.

Занятия проводятся 2 раза в неделю (одно занятие длится 30 минут).

В реализации программы могут принимать участие дети с ОВЗ, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации.

Материально-техническая база

В музыкальном зале проводится непосредственно образовательная деятельность, подгрупповые и индивидуальные занятия, праздники, досуги и развлечения. Для художественно-эстетического и музыкального развития дошкольников имеется:

·         музыкальный центр

·         набор костюмов

·         атрибутов

·         декораций

·         электропианино

·         комплект специализированного звукового оборудования

·         микрофон

·         бубны

·         колокольчики

·         деревянные ложки

·         трещетки

·         металлофоны

·         цветы

·         ленты

·         флажки

·         платочки

·         музыкально-дидактические игры

·         интерактивные наглядные пособия

·         мультимедийный проектор

Для реализации программы используется следующее информационное обеспечение (необходимое оборудование и технические средства обучения (ТСО):

- учебно-практического оборудования: музыкальный инструмент, мебель для учебных пособий и методической литературы; звуковоспроизводящая аппаратура.

- технических средств обучения: мультимедийный компьютер со звуковой картой и пакетом прикладных программ, экран или телевизор, CD / DVD– проигрыватели, слайд-проектор;

- экранно-звуковых пособий: видеофильмы с записью выступлений выдающихся отечественных и зарубежных певцов, видеофильмы с записью мюзиклов или фрагментов из них, выступлений хоров, слайды с нотным и поэтическим текстом.

Техническое оснащение занятий осуществляется с использованием музыкального центра, фортепиано с целью музыкального сопровождения.