История казачества является неотъемлемой частью истории нашего Отечества. Актуальность темы в наше время обусловлена живым научным и общественным интересом к возрождению и становлению казачества как своеобразному феномену многовековой истории Российского государства. Оно издавна привлекало внимание большого числа исследователей различных отраслей знания: историков, социологов, этнографов, военных, экономистов, политиков, юристов, литераторов и общественности в нашей стране и за рубежом. Память об истории страны – залог нравственного здоровья общества. Воспитание любви к Родине является одной из главных составляющих воспитания подрастающего поколения. А воспитание любви к отчизне невозможно без привития интереса и уважения к своей «малой родине», ее людям, их культуре, творчеству. Приобщение ребенка к истокам народной культуры, ознакомление с обрядами, традициями, бытом, важно в духовно-нравственном воспитании личности. Нельзя прерывать связь времен и поколений, чтобы не исчезла, не растворилась душа русского народа: тот народ, который не помнит своих корней, перестает существовать как этническая единица.
В культурном наследии наших предков заложены неисчерпаемые источники работы с детьми, подростками и молодежью. Сохранение и изучение заповедей и традиций казачества России необходимо, так как они веками доказывали свое право на существование. Казачество имело четко поставленную цель воспитания. Казачье воспитание осуществлялось на основе гуманистических принципов и методов и опиралось на хозяйственный уклад, бытовые традиции, общественные нормы жизнедеятельности, позволяющие надежно поддерживать и охранять устойчивость и жизнеспособность казачества.