Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа разработана в соответствии с современными требованиями к проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, в том числе на основании Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Концепции развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).
Программа представляет собой один из вариантов решения задач медиаобразования старшеклассников в условиях дополнительного образования детей с учетом наработанного опыта педагога, профильного диплома по специальностям «Журналистика» и «Филология».
«Медиаобразование – направление в образовании с помощью и на материале средств массовой коммуникации, медиа, с целью формирования культуры общения с медиа, развития творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений интерпретации, анализа и оценки медиатекстов; обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники». Предметом медиаобразования выступает умение обращаться с медиатекстами: печатными, устными, визуальными, аудиовизуальными и средствами коммуникации, транслирующими их.
Формирование знаний о современных средствах массовой коммуникации и умений работать с ними, умение адекватно воспринимать информацию СМИ становится важной частью всестороннего образования подростков и молодёжи. Сегодня говорят о необходимости формирования в процессе медиаобразования определенной медиакультуры современного человека, которая включает в себя культуру передачи информации и культуру ее восприятия. В этом и заключается основная подготовка подрастающего поколения к жизни в информационном пространстве.
В этом контексте медиаобразование – это развитие личности, в плане её способности воспринимать, анализировать, оценивать медиатекст, усваивать новые знания в области медиа, заниматься творчеством на стыке техники и искусства.
Педагогическая деятельность в этом направлении рассматривается как «целенаправленные и систематические действия, предназначенные для удовлетворения образовательных потребностей, порождаемых фактом существования масс-медиа». Это организованный и устойчивый процесс обучения, как производству масс-медиа, так и грамотному пользованию ими.
Выделяются актуальные направления медиаобразования в России: 1) медиаобразование будущих профессионалов сферы социально-культурной деятельности, 2) медиаобразование будущих педагогов и педагогов в процессе повышения квалификации, 3) медиаобразование как часть общего образования школьников и студентов, 4) медиаобразование в учреждениях дополнительного образования и досуговых центрах, 5) самостоятельное непрерывное медиаобразование.
Актуальность программы - задача развития современного медиаобразования ставится и перед учреждениями образования. Поэтому остро становится вопрос создания дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, создающих условия для включения детей, подростков и молодёжи в процессы восприятия и создания медиапродукции, развития навыков восприятия информации и умения свободно обращаться с информационными потоками в ходе самостоятельной творческой деятельности.