Шахматы

Шахматы – превосходная школа последовательного развития многих психофизиологических процессов. Игра в шахматы дисциплинирует мышление, воспитывает сосредоточенность, совершенствует способность к концентрации внимания. Без шахмат нельзя представить полноценного развития умственных способностей и памяти.

 

Шахматы обладают огромными возможностями для развития познавательной активности ребенка. Чем больше самостоятельности предоставляется детям, тем надежнее и осознаннее становятся приобретаемые ими знания, умения и навыки. Обучение шахматам содействует не только достижению должного уровня шахматной подготовки, но и формированию критичности мышления и объективности самооценки, развитию способности планировать собственные действия.

 

Шахматы – это не только привлекательная и доступная игра, но и своеобразная гимнастика ума. Они не только учат думать, но и формируют умение принимать оптимальные решения, развивают логическое и интуитивное мышление.

 

Очень важно, что шахматы воспитывают у обучающегося критическое отношение к самому себе. В силу того, что почти у всех людей в различной степени развит эгоцентризм, человек даже в ситуациях, когда он делает ошибки, склонен не признавать их, или как-то их оправдать. Игра в шахматы, совершенствование мастерства, всегда связаны с необходимостью анализа сыгранных партий, с выявлением и разбором сделанных во время игры ошибок с целью их устранения в дальнейшем. Таким образом, шахматы способствуют развитию правдивости, самокритичного отношения к своим поступкам и действиям, показывают необходимость признавать и исправлять сделанные ошибки.

 

Шахматы – мощный стимул развития любознательности. Уже первый опыт сражения за доской показывает начинающему шахматисту, что многих ошибочных ходов или даже проигрыша партий он мог бы избежать, если бы был знаком с разработанными ранее и известными в теории шахмат правилами и вариантами. Так возникает желание познакомиться с элементарными комбинациями и дебютными ловушками, которое затем перерастает в устойчивую познавательную потребность.

 

Умение сравнивать позиции на шахматной доске формирует способность к обобщению шахматного материала. Замечено, что, постепенно совершенствуясь в игре, юные шахматисты легко и естественно принимают и осознают понятие типичного, учатся выделять главные, наиболее существенные характеристики и особенности конкретной ситуации, а в дальнейшем переносят усвоенные на шахматном материале навыки и умения в другие сферы своей деятельности.

 

Бесспорно положительное влияние шахмат на развитие таких черт характера, как самообладание и выдержка. Играя в шахматы, дети овладевают способностью поддерживать максимум интеллектуального напряжения в нужные минуты и управлять своими эмоциями, проявляя выдержку и самообладание, борясь с отрицательными эмоциями: неуверенностью, страхом, тревогой и т. д.

 

Т.о., получая представление о шахматной игре, обретая навыки ходов фигурами, дети автоматически втягиваются в незаметную для себя корректировку и совершенствование, как психических познавательных процессов, так и важных личностных качеств.

преподаватели

Содержание программы

Цели программы

Результат программы

Особые условия проведения

Материально-техническая база