Обучение игре на духовых инструментах

Программа учебного предмета «Оркестр» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований (ФГТ) к дополнительной предпрофессиональной образовательной программе в области музыкального искусства "Духовые и ударные инструменты«.

В общей системе профессионального музыкального образования значительное место отводится оркестру как коллективному виду музицирования. Создание оркестровых коллективов является первоочередной задачей образовательного учреждения. Ее решение возможно лишь при продуманном, пропорциональном планировании контингента школы, а также при наличии квалифицированных педагогических кадров, достаточно развитых материально-технических и других условиях реализации предпрофессиональных программ.

Целью учебного предмета «Оркестр» является гармоничное развитие юного музыканта, достигаемое посредством совместного коллективного творчества обучающихся разного возраста. Учебный предмет «Оркестр» ставит следующие задачи обучения: коммуникативные задачи (умение общаться в процессе совместного музицирования, оценивать игру друг друга), стимулирование развития эмоциональности, памяти, мышления, воображения и творческой активности при игре в оркестре, формирование у обучающихся комплекса исполнительских навыков, необходимых для оркестрового музицирования, развитие чувства партнерства при игре в оркестре, артистизма и музыкальности, обучение навыкам самостоятельной работы, а также навыкам чтения с листа в оркестре, приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений в сфере оркестрового музицирования, расширение музыкального кругозора учащегося путем ознакомления с оркестровым репертуаром, а также с выдающимися исполнениями и оркестровой музыки и великими дирижерами.

Форма проведения учебных аудиторных занятий по предмету «Оркестр» – групповая (от 11 человек).

Содержательная часть программы учебного предмета «Оркестр» включает в себя сведения о затратах учебного времени (аудиторного, внеаудиторного), а также требования по годам обучения (репертуарные списки, объём программы по классам).

Планируемыми результатами освоения программы учебного предмета «Оркестр» являются: сформированный комплекс умений и навыков в области коллективного творчества – оркестрового исполнительства, позволяющий демонстрировать в оркестровой игре единство исполнительских намерений и реализацию исполнительского

замысла; знание оркестрового репертуара (музыкальных произведений, созданных для различных инструментальных составов) из произведений отечественных и зарубежных композиторов, способствующее формированию способности к коллективному исполнительству; навыки по решению музыкально-исполнительских задач оркестрового исполнительства, обусловленные художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения.

Текущая успеваемость учащегося оценивается на уроке, а во втором полугодии каждого класса проводится дифференцированный зачёт. Оценка, полученная учащимся по завершении освоения учебного предмета «Оркестр», вносится в свидетельство об окончании образовательного учреждения. В программе разработаны критерии оценки текущей и промежуточной аттестации.

Программа содержит методические рекомендации по обеспечению учебного процесса, включающие методические рекомендаций преподавателям по основным формам работы на уроке и рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся (выполнению домашнего задания). Для реализации задач предмета используются различные методы обучения: словесный (объяснение, беседа, рассказ), наглядно-слуховой (показ, наблюдение, демонстрация технических приемов), практический (работа на инструменте, упражнения), аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления), эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

Творческое, эстетическое и духовно-нравственное развитие обучающихся по программе учебного предмета «Оркестр» предполагает различные формы внеаудиторной деятельности, способствующие созданию основ опыта исполнительской практики и стимулирующие индивидуальное развитие учащихся. Они включают в себя подготовку и участие учащихся в городских и международных конкурсах и фестивалях, смотрах, городских показах, мастер-классах, олимпиадах; участие в концертах отдела (концерты лауреатов конкурсов и фестивалей, тематические концерты, концерты оркестровой музыки и т.д.) и социальных концертах; иные мероприятия в соответствии с ежегодным планом работы школы.

Реализация программы учебного предмета «Оркестр» обеспечивается доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам. Библиотечный фонд школы укомплектован печатными и электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по предмету «Оркестр». Нотными изданиями по учебному предмету обеспечивается каждый учащийся.

преподаватели

Содержание программы

Цели программы

Результат программы

Материально-техническая база