Туристско-краеведческая деятельность является не только способом проведения свободного времени, но и формой воспитательного воздействия на личность. Туристское путешествие формирует определенный опыт терпеливого преодоления неудобств, воспитывает любовь и уважение к людям, родному краю, учит уважительно относиться к традициям своего и других народов. Происходит развитие познавательной активности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивается возможность адекватного самопознания; Осуществляя поход или экскурсию по родному краю, юные краеведы и туристы получают знания о географических, исторических, экологических особенностях окружающей среды, учатся сохранять их для следующих поколений. Совершенствуются навыки взаимодействия с другими людьми, правила поведения в коллективе.
Адресат программы:
Состав в группе планируется постоянный, разновозрастной, что является основным составом объединения. Детское объединение формируется по интересам школьников. Возраст детей от 10 до 17 лет. Норма наполнения учебной группы по годам обучения: 1 год – 15 человек
Краткая характеристика учащихся, которые будут обучаться по данной программе: Подростки от 10-17 лет - новообразование этого возраста, перенесенное внутрь социальное сознание, т.е. есть самосознание (иначе интериоризированный опыт социальных отношений). Его появление способствует большей регуляции, контролю и управлением поведения, более глубокому пониманию других людей, создает условия дальнейшего личностного развития и др. Среди других новообразований чувство взрослости; на первый план выступают мотивы, которые связаны с формирующимся мировоззрением, с планами будущей жизни. Они соподчинены на основе ведущих общественно значимых и ставших ценными для личности мотивов. Регуляция ими осуществляется на основе сознательно поставленной цели и сознательно принятого намерения;
нравственные убеждения и нравственное мировоззрение.
Форма обучения: очная
Основой состав объединения, обучающиеся разного возраста.
Основные формы организации занятий групповые и индивидуальные.
Виды занятий: по данной программе различные: рассказ, беседа, лекции. Наиболее характерными формами проведения занятий являются тематические прогулки, экскурсии, походы, практические занятия на улице и в помещение (спортивный зал).
Рекомендуемый минимальный состав группы 1-го года обучения – 15 человек. При наборе обучающихся 1-го года обучения следует комплектовать группу с превышением состава, так как существует естественный отсев членов объединения в период обучения и, кроме того, не все дети по тем или иным причинам могут участвовать в учебных и зачетных мероприятиях.
Занятия можно проводить с полным составом объединения, но по мере роста опыта занимающихся следует делать больший упор на групповые (3-4 человека) и индивидуальные занятия.
Порядок изучения тем в целом и отдельных вопросов определяется педагогом в зависимости от местных условий деятельности объединения и погодных условий.
Теоретические и практические занятия должны проводиться с привлечением наглядных материалов. Необходимо воспитывать у детей умение и навык самостоятельного принятия решения, неукоснительного выполнения требований в походе, экскурсии, на соревнованиях. Обязательным условием является практическое участие обучающихся в соревнованиях по ориентированию и технике пешеходного туризма.
Практические занятия проводятся в 1 - 3-дневных учебно-тренировочных походах, во время проведения туристских мероприятий, а также на местности (в парке) и в помещении (в классе, спортивном зале). В период осенних, зимних, весенних каникул практические навыки отрабатываются в многодневных походах, на соревнованиях и других туристско-краеведческих мероприятиях. Особое внимание необходимо обратить на общую и специальную физическую подготовку занимающихся в объединении детей.
Срок реализации программы 1 год - 68 часов (1-й уровень ознакомительный (сентябрь-ноябрь); 2-й уровень – базовый (декабрь-февраль) и 3-й – углубленный (март - май).
Уровни реализации программы:
1 уровень - ознакомительный.
На этом уровне учащиеся получают начальные туристские навыки.
Занятия проводятся в группах и индивидуально. На групповых занятиях используются беседы, практические занятия и т.п. Индивидуальные занятия включают в себя собеседования в поисках нужной информации.
2 уровень – базовый.
Уровень предполагает дальнейшие расширение знаний и овладение туристских навыков. Выступление команды на муниципальном уровне.
3 уровень – углубленный
Учащиеся становятся непосредственными участниками соревнований, на практике подтверждая полученные знания. Закрепление и совершенствование туристских навыков. Участие в походах.
Режим занятий обучения 36 часов в год, занятия проводятся 2 раз в неделю, продолжительность занятий по 45 минут.