Юный шахматист

Программа поддерживает устойчивый интерес к знаниям, делает обучение радостным. Стержневым моментом уроков становится деятельность самих обучающихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. Программа предусматривает широкое использование занимательного материала, включение в уроки игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д.

Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.

Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Важное значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность на уроках, использование приёма обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.

Педагоги

Коновалов А.В.

Содержание программы

Учебный курс включает в себя двадцать одну тему. Первый год обучения шесть тем: «В стране шахматных чудес», «Волшебная доска», «Волшебные фигуры», «Нотация волшебной доски», «Волшебный мир комбинаций», «Шахматный праздник». Второй год обучения шесть тем: «Шахматная доска», «Шахматные фигуры», «Начальная расстановка фигур», «Ходы и взятие фигур», «Цель шахматной партии», «Игра всеми фигурами из начального положения». Третий год обучения шесть тем: «Краткая история шахмат», «Шахматная нотация», «Ценность шахматных фигур», «Техника матования одинокого короля», «Достижение мата без жертвы материала», «Шахматная комбинация». Четвёртый год обучения три темы: «Основы дебюта», «Основы миттельшпиля», «Основы эндшпиля».

Цели программы

Создание условий для развития интеллектуально-творческой, здоровой личности учащегося посредством занятия шахматами.

Результат программы

К концу первого года обучения дети научатся:

- шахматным терминам: шахматная доска, шахматные фигуры, белое поле, чёрное поле

- называть шахматные фигуры

К концу второго года обучения дети научатся:

- шахматным терминам: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;

- называть шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;

- правила хода и взятия каждой фигуры;

- ориентироваться на шахматной доске;

- играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;

- правильно помещать шахматную доску между партнерами;

- правильно расставлять фигуры перед игрой;

- различать горизонталь, вертикаль, диагональ;

- рокировать;

- объявлять шах;

- ставить мат;

- решать элементарные задачи на мат в один ход.

К концу третьего года дети научатся:

- обозначать горизонтали, вертикали, поля, шахматные фигуры;

- понимать ценность шахматных фигур, сравнительную силу фигур;

- записывать шахматную партию;

- матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей;

- проводить элементарные комбинации.

К концу четвёртого года дети научатся:

- принципам игры в дебюте;

- основным тактическим приемам;

- понимать, что означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля;

- грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте;

- находить несложные тактические удары и проводить комбинации;

- точно разыгрывать простейшие окончания.

Материально-техническая база

Шахматные наборы, шахматные часы