Образовательная программа «Азимут» является модифицированной, углубленного уровня, имеет физкультурно-спортивную направленность. Она направлена на совершенствование умений и навыков по ориентированию и спортивному туризму, а также создает условия для развития качеств личности подростка, таких как выносливость, целеустремленность, способность превозмогать трудности.
Спортивный туризм – вид спорта, в основе которого лежат соревнования на маршрутах, включающих преодоление категорированных препятствий в природной среде (перевалов, вершин, порогов, и пр.), и на дистанциях, проложенных в природной среде и на искусственном рельефе.
Спортивное ориентирование, получает в нашей стране все большее признание. Широкая доступность, захватывающая борьба на трассе, красота природы края, с которой так близко соприкасаются спортсмены на дистанции,- все это способствует популярности спортивного ориентирования. Занятия спортивным ориентированием содействуют умственному и физическому развитию, укреплению здоровья, помогают познавать и понимать природу.
Как военно-прикладной вид спорта спортивное ориентирование играет важную роль в военно-патриотическом воспитании учащихся, в подготовке молодежи к защите Родины. Чтобы добиться успехов в соревнованиях по спортивному ориентированию, надо иметь и хорошую физическую подготовку, прочный фундамент топографической подготовки.
Это обязывает руководителя кружка не только научить учащихся быстро и правильно читать карту (т. е. уметь видеть за условными знаками действительную картину местности), но и привить им навыки тактического мышления, умение быстро принимать правильные решения на трассе.
трассе. Гибкость тактического мышления и хорошая топографическая подготовка дают спортсмену возможность получить более полную информацию о местности, быстро переработать ее в условиях соревнований, добиться хороших результатов.
Спортивный туризм и спортивное ориентирование являются наиболее комплексным видом воспитания здорового и закаленного человека. Трехлетние регулярные занятия оказывают положительное влияние на физическое развитие учащихся, их физическую подготовленность, на функциональное состояние многих физиологических систем.
Актуальность программы заключается:
-в эффективности, доступности, безграничных возможностях в привлечении детей любого возраста;
-в восполнении пробелов в изучении географии и ОБЖ в школе;
- в получении комплексных знаний о виде спорта, технике и тактике ориентирования на местности, оказании первой помощи, начальных знаниях о туризме и пр.
Новизна программы:
Основной идеей данной программы является организация интересной, содержательной, общественно значимой и практической деятельности учащихся с позиции комплексного познания и изучения родного края с учетом развития личности, максимального использования индивидуального опыта каждого обучающегося, педагогической поддержки становления личности ребенка в познании себя, в самоопределении, самореализации через систему соревнований и тренировок по спортивному ориентированию, туристических походов, экскурсий, личного практического вклада каждого в дело охраны природы своего края.
В плане физической подготовки основной акцент делается на совершенствование скоростных качеств, выносливости организма, ловкости.
В техническом плане основное внимание уделяется скоростному выполнению технических элементов.
В плане морально-волевой подготовки основное внимание обращается на укрепление командного духа, общекомандной и личной дисциплины, собранности и целеустремленности.
Не менее важным элементом подготовки является внедрение в сознание детей чувства ответственности за свои поступки, чувства товарищества, взаимовыручки, настойчивости в достижении своей цели.
Программа разработана с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, доступна, позволяет обучить основам спортивного туризма (туристического многоборья) и спортивного ориентирования. Основной акцент при этом отводится отработке практических навыков, так же подготовке к соревнованиям различного уровня (школьного, районного, краевого). Для подростков чрезвычайно привлекательна деятельность, связанная с риском, с преодолением различных препятствий.