ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
Создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.
ЗАДАЧИ:
Обучающие:
· познакомить с элементарными понятиями шахматной игры;
· помочь овладеть приёмами тактики и стратегии шахматной игры;
· научить воспитанников играть шахматную партию с записью;
· обучить решать комбинации на разные темы;
· обучить учащихся самостоятельно анализировать позицию, через формирование умения решать комбинации на различные темы;
· научить детей видеть в позиции разные варианты.
Развивающие:
· развивать фантазию, логическое и аналитическое мышление, память, внимательность, усидчивость;
· развивать интерес к истории происхождения шахмат и творчества шахматных мастеров;
· развивать способность анализировать и делать выводы;
· способствовать развитию творческой активности;
· развивать волевые качества личности.
Воспитательные:
· воспитывать уважения к партнёру, самодисциплину, умение владеть собой и добиваться цели;
· сформировать правильное поведение во время игры;
· воспитывать чувство ответственности и взаимопомощи;
· воспитывать целеустремлённость, трудолюбие.
Данная программа рассчитана на четыре года обучения, состоящего из двух этапов.
ВИД ПРОГРАММЫ – модифицированная.
ПРОГРАММА ПРЕДУСМАТРИВАЕТ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ:
1. теоретические (знакомство с шахматами, изучение каждой фигуры, ее роль, функции);
2. практические (непосредственно шахматная игра, соревнования в группе).
ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ ДЕТЕЙ:
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 2-9 классов (8-16 лет).
ОСОБЕННОСТИ НАБОРА ДЕТЕЙ – свободный.
ФОРМЫ И ВИДЫ РАБОТЫ:
· групповая работа;
· работа в парах;
· индивидуальная работа;
· практическая игра;
· решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.
· дидактические игры и задания, игровые упражнения;
· теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки.
· участие в турнирах и соревнованиях.
УРОВЕНЬ РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ ПО ПРОГРАММЕ:
1 уровень:
· учащиеся должны знать:
· шахматную доску и ее структуру;
· обозначение полей линий;
· ходы и взятия всех фигур, рокировку;
· основные шахматные понятия (шах, мат, пат, выигрыш, ничья, ударность и подвижность фигур, ценность фигур, угроза, нападение, защита, три стадии шахматной партии, развитие и др.);
уметь:
· играть партию от начала до конца по шахматным правилам;
· записывать партии и позиции, разыгрывать партии по записи;
· находить мат в один ход в любых задачах такого типа;
· оценивать количество материала каждой из сторон и определять наличие материального перевеса;
· планировать, контролировать и оценивать действия соперников;
· определять общую цель и пути ее достижения;
· решать лабиринтные задачи (маршруты фигур) на шахматном материале.
2 уровень:
учащиеся должны знать:
· выигрышные стратегии матования одинокого короля;
уметь:
· ставить мат одинокому королю двумя ладьями, королем и ферзем, королем и ладьей из любой позиции;
· понимать причины своего выигрыша и проигрыша;
· сравнивать и анализировать действия других игроков;
· разыгрывать простейшие пешечные и ладейные эндшпили.
2 уровень:
учащиеся должны знать:
· основные идеи комбинаций различных типов;
уметь:
· осуществлять простейшие комбинации;
· определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Конечным результатом обучения считается умение сыграть по правилам шахматную партию от начала до конца. Это предполагает определенную прочность знаний и умение применять их на практике.