шахматы

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

Создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.

ЗАДАЧИ:

Обучающие:

· познакомить с элементарными понятиями шахматной игры;

· помочь овладеть приёмами тактики и стратегии шахматной игры;

· научить воспитанников играть шахматную партию с записью;

· обучить решать комбинации на разные темы;

· обучить учащихся самостоятельно анализировать позицию, через формирование умения решать комбинации на различные темы;

· научить детей видеть в позиции разные варианты.

Развивающие:

· развивать фантазию, логическое и аналитическое мышление, память, внимательность, усидчивость;

· развивать интерес к истории происхождения шахмат и творчества шахматных мастеров;

· развивать способность анализировать и делать выводы;

· способствовать развитию творческой активности;

· развивать волевые качества личности.

Воспитательные:

· воспитывать уважения к партнёру, самодисциплину, умение владеть собой и добиваться цели;

· сформировать правильное поведение во время игры;

· воспитывать чувство ответственности и взаимопомощи;

· воспитывать целеустремлённость, трудолюбие.

Данная программа рассчитана на четыре года обучения, состоящего из двух этапов.

ВИД ПРОГРАММЫ – модифицированная.

 

 

ПРОГРАММА ПРЕДУСМАТРИВАЕТ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ:

1. теоретические (знакомство с шахматами, изучение каждой фигуры, ее роль, функции);

2. практические (непосредственно шахматная игра, соревнования в группе).

ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ ДЕТЕЙ:

Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 2-9 классов (8-16 лет).

ОСОБЕННОСТИ НАБОРА ДЕТЕЙ – свободный.

 

ФОРМЫ И ВИДЫ РАБОТЫ:

· групповая работа;

· работа в парах;

· индивидуальная работа;

· практическая игра;

· решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.

· дидактические игры и задания, игровые упражнения;

· теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки.

· участие в турнирах и соревнованиях.

УРОВЕНЬ РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ ПО ПРОГРАММЕ:

1 уровень:

· учащиеся должны знать:

· шахматную доску и ее структуру;

· обозначение полей линий;

· ходы и взятия всех фигур, рокировку;

· основные шахматные понятия (шах, мат, пат, выигрыш, ничья, ударность и подвижность фигур, ценность фигур, угроза, нападение, защита, три стадии шахматной партии, развитие и др.);

уметь:

· играть партию от начала до конца по шахматным правилам;

· записывать партии и позиции, разыгрывать партии по записи;

· находить мат в один ход в любых задачах такого типа;

· оценивать количество материала каждой из сторон и определять наличие материального перевеса;

· планировать, контролировать и оценивать действия соперников;

· определять общую цель и пути ее достижения;

· решать лабиринтные задачи (маршруты фигур) на шахматном материале.

2 уровень:

учащиеся должны знать:

· выигрышные стратегии матования одинокого короля;

уметь:

· ставить мат одинокому королю двумя ладьями, королем и ферзем, королем и ладьей из любой позиции;

· понимать причины своего выигрыша и проигрыша;

· сравнивать и анализировать действия других игроков;

· разыгрывать простейшие пешечные и ладейные эндшпили.

2 уровень:

учащиеся должны знать:

· основные идеи комбинаций различных типов;

уметь:

· осуществлять простейшие комбинации;

· определять наиболее эффективные способы достижения результата.

 

Конечным результатом обучения считается умение сыграть по правилам шахматную партию от начала до конца. Это предполагает определенную прочность знаний и умение применять их на практике.

 

 

преподаватели

Содержание программы

Цели программы

Результат программы

Особые условия проведения

Материально-техническая база