Кукольный театр "Теремок"

Театральная деятельность позволяет реализовать ребенку свои творческие способности, которые не всегда проявляются в учебной деятельности общеобразовательных школ. Следует отметить, что детская потребность в игре совпадет с игровой природой актерского искусства. Работая на сценической площадке, дети приобретают такие качества, как уверенность в своих силах, концентрация, умение свободно держаться на публике, думать и действовать в условиях экстремальной ситуации, взаимодействие с партнером, самостоятельность мышления, творческое воображение, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения.

преподаватели

Пономарёва Татьяна Владимировна - педагог дополнительного образования.

Содержание программы

                                          Содержание программы
Раздел 1. Вводное занятие. Инструктаж по Т.Б. Введение в образовательную программу ознакомительный уровень

Теория. Тема №1 Инструктаж по технике безопасности и пожарной безопасности. Знакомство с основными разделами и темами программы, режимом работы коллектива, правилами поведения в кабинете. Организация рабочего места. Бережное отношение к раздаточному материалу, инвентарю, куклам. Выбор органов самоуправления.

Практика. Игра – тестирование. Тесты на изучение памяти, мышления, внимания (входящая диагностика).

Раздел 2 «В гости к кукле».

            Теория. Тема №1 Виды театров: театр картинок, театр игрушек, теневой театр, драматический театр, театр оперы и балета.

            Тема №2 Кукольный театр как часть театрального искусства. Знакомство с функциями кукольного театра

            Тема №3 История происхождения куклы. Виды кукол. Петрушка кукла – главное действующее лицо народного кукольного театра в России.

Практика. Апробация техники движений куклы на руке. Работа с пьесой.

Викторина по видам кукол.

Раздел 3. Современный кукольный театр.

Теория. Тема №1 Все начинается с игры: театральная игра. Мы едем в театр. Воображение. Эмоции. Литературный театр двух актёров. «Пьеса и спектакль». «Актёр, режиссер, художник спектакля». «Когда звучит музыка».

Тема №2 Словарь театральных терминов. Беседа о современном кукольном театре, о роли его в творческом развитии детей.

Практика. Театральные игры. Посещение – просмотр кукольного театра. Упражнения на развитие воображение. Упражнения на передачу настроения, чувства, эмоции. Выбор пьесы. Выразительное чтение пьесы.

Распределение по ролям, читка по ролям.

 

Раздел 4. Мастерство актера кукольника.

№ 4.1 Сценическая речь.

Теория. Тема №1 Речевой аппарат и его строение. Дикция. Резонирование.

Техника речи. Выразительное чтение. Интонация - выразительная речь. Искусство речи. Речь в повседневной жизни, в творчестве актёра.

Тема №2 Техника чтения. Дыхание, ударение, паузы. Устное народное творчество.

Практика. Речевые этюды. Артикуляционные упражнения. Упражнения на развитие речевого аппарата. Выразительное чтение. Упражнения на резонирование. Упражнения на развитие дикции. Практические занятия над литературным произношением. Упражнения по логике речи. Работа над текстами отрывков. Артикуляционные упражнения. Чтение скороговорок, карточки – задания.

№ 4.2 Мастерство актера.

Теория. Тема №1 Этюд. Мизансцена. Импровизация. Взаимосвязь импровизации с техническими навыками.

Тема №2 Способность к ролевой игре.  Особенности актерского мышления.

Практика. Этюдный тренаж на развитие памяти, внимания, воображения. Этюды превращения. Этюды на осязание. Упражнения на снятие телесных зажимов. Развитие навыков выражения различных эмоций, настроений, отдельных черт характера. Определение времени и места действия.

№ 4.3 Кукловождение.

Теория. Тема № Понятие кукловод. Правила кукловождения - работа за ширмой. Куклы «с живой рукой».

Тема №2 Плоскостные куклы, теневой театр. Одежда кукловодов.

Практика. Кукловождение - проводить куклу над ширмой на вытянутой руке.

Отработка пьес, работа с куклой за столом и за ширмой.

Проба учащихся в разных ролях. Самооценка и оценка актёрской группы учащихся.

№ 4.4. В мире профессий.

Теория. Тема №1 Дать детям представление о профессиях людей, работающих в разных сферах трудовой деятельности, что способствует ранней профориентации у детей школьного возраста.

Тема №2 Обобщение знаний о профессиях в процессе совместной и самостоятельной деятельности детей.

Практика «Погружение» в реальные практические ситуации разных профессий, посредством театральной деятельности.

№ 5. Режиссёрский замысел.

Теория. Тема №1 Что такое режиссерский замысел. Знакомство с литературой и авторами книг.

Практика. Чтение русских народных сказок, сказок других народов, рассказов, басен, былей.

Раздел № 6. Декорация и бутафория.

№ 6.1 Кукольная мастерская.

Теория. Тема №1 Основные понятия мастерской. Маски и амплуа.

Тема №2 Бутафория, реквизит и специальные эффекты.

Тема №3 Декорация. Для чего нужны декорации.

Тема №4 Поролоновые куклы. Перчаточные куклы.

Практика. Изготовление и реставрация перчаточных кукол: Лиса, заяц, девочка Маша, старик со старухой, медведь, мышка, лягушка и другие. (Сказки «Теремок», «Колобок», «Лиса и петух», «Маша и медведь» и другие.)

Изготовление декораций. Изготовление оформления к сказкам.

№ 6.2 Музыкальное оформление кукольного спектакля.

Теория. Тема №1 Основные понятия музыкального оформления. Музыка леса.

Практика. Самостоятельный подбор музыкального оформления учащимися.

Раздел № 7. Репетиция - основа представлений.

Теория. Тема №1 Выбор пьесы. Чтение сценария. Распределение и пробы ролей (два состава).

Тема №2 Разучивание ролей с применением голо­совых модуляций.

Тема №3 Соединение словесного действия с физическим действием персо­нажей.

Практика. Отработка чтения пьесы, заучивание наизусть. Тренинг по взаимодействию действующих лиц в предлагаемых обстоятельствах на сцене. Репетиции с установленными декоративными деталями, музыкальным сопровождением. Репетиции сказок в парах, картинах, действиях: «Теремок», «Маша и медведь», «Лиса и петух» «Заюшкина избушка», «Как заяц в армию пошел», «Колобок».

Раздел № 8. Итоговое занятие зачёт – выступление. Подведение итогов.

Теория. Подготовка помещения для презентации кукольного спек­такля. Установка ширмы и размещение всех исполнителей (актёров). Звуковое, цветовое и световое оформление спектакля. Установка оборудования для музы­кального и светового сопровождения спектакля (имитация различных шумов и звуков). Управление светом, сменой де­кораций.

Практика. Организация и проведение спек­такля (подготовка коро­бок для хранения кукол и декораций); показ спектакля.

Задачи:

 Личностные: 

- способствовать развитию творческих способностей детей, саморазвитию и раннему профессиональному самоопределеию.

-  воспитывать интерес и уважение к профессиям;

- воспитывать гуманные чувства, формировать представление о честности, справедливости, добре, эмпатии (сочувствие);

-   воспитывать у детей устойчивый интерес к театральной деятельности.

- воспитывать у детей уважительного отношения к сверстникам и старшим, учиться работать вместе и самостоятельно.

Метапредметные: 

- развивать творческое мышление, воображение, импровизацию, способность к быстрой ориентации во времени, сценическом пространстве;

- развивать компетентность в искусстве кукольного театра;

- формировать навыки актёрского мастерства;

- формировать художественно-эстетический вкус.

Предметные:

- познакомить с историей, видами кукольного театра, с театральной лексикой, профессиями людей, которые работают в театре (режиссер, художник-декоратор, бутафор, актер и т.д.).

- познакомить с основами кукольной театрализации.

    Программа содержит мероприятия по ранней профориентации, направленной на выявление личностных особенностей., интересов и способностей, для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, согласно его индивидуальных способностей.

Работа с родителями:

- заключение договора;

- информирование родителей о целях, задачах и результатах работы.

- участие родителей в совместных делах;

- родительские собрания.

Цели программы

Приобщение детей к миру кукольного театра, посредством занятий в детском объединении.

Результат программы

                         Ожидаемый результат освоения программы:

Личностные:

- развить творческие способности детей, что способствует саморазвитию и раннему профессиональному самоопределеию.

-  воспитать интерес и уважение к профессиям;

- воспитать гуманные чувства, сформировать представление о честности, справедливости, добре, эмпатии (сочувствие);

-   воспитывать у детей устойчивый интерес к театральной деятельности.

- воспитать у детей уважительное отношение к сверстникам и старшим, уметь работать вместе и самостоятельно.

Метапредметные:

- уметь творчески мыслить, воображать, импровизировать, быстро ориентироваться во времени, сценическом пространстве;

- быть компетентным в искусстве кукольного театра;

- иметь навыки актёрского мастерства;

- иметь художественно-эстетический вкус.

Предметные:

- знать историю театра, виды кукольного театра, владеть театральной лексикой, иметь представление о профессиях людей, которые работают в театре (режиссер, художник-декоратор, бутафор, актер и т.д.).

- знать основы кукольной театрализации.

                                       Учащийся получит возможность:

саморазвития и самообразования на основе мотивации к обучению и познанию; формировать целостное мировоззрение.

                                       Учащийся научится:

·        изготавливать перчаточную куклу.

·        изготавливать тростевую куклу.

·        изготавливать афишу, декорации к спектаклю.

·        управлять театральной куклой за ширмой.

·        соблюдать правила игры и дисциплины.

·        владеть своим телом, создавать пластические этюды.

·        выполнять речевые упражнения.

·        владеть голосовым диапазоном.

·        воздавать индивидуальные и коллективные мини-сценки.

·        выступать перед публикой.

·        проявлять свои творческие способности.

·        анализировать выбранное произведение, сказку.

·        владеть техникой речи.

·        определять роль искусства в жизни человека.

·        оформлять ширму, декорации.

·        применять знания, навыки и умения, полученные на занятиях в жизни и на сцене.

·        импровизировать.

Особые условия проведения

Набор в группы проводится в начале учебного года. В объединения принимаются все желающие на основе заявления и договора родителей. Допускается дополнительный набор детей в течении всего учебного года на вакантные места. Расписание составляется с учетом желания детей и родителей.

Объем и срок освоения программы:

Срок реализации данной программы дополнительного образования детей рассчитан на 1 год. 144 часа. Форма обучения – очная, допускается дистанционное обучение.

Основной состав объединения постоянный, разновозрастной, кружок является основным составом объединения.

В соответствии с возрастными особенностями детей используются различные формы и методы работы на занятиях.

                                                            Формы занятий:

-        Рассказ;

-        Театральная игра;

-        Беседа;

-        Игра;

-        Работа с книгой;

-        Упражнения;

-        Этюды;

-        Практическое занятие;

-        Постановка спектакля;

-        Выступление.

                                                  Формы работы:

-индивидуальные;

- групповые;

- фронтальные;

- игры;

- беседы.

При изучении отдельных тем предусмотрены индивидуально-групповые занятия.

                                     Занятия строятся на основе принципов:

-        доступности;

-        вариативности;

-        связи обучения с жизнью и жизненным опытом детей;

-        развивающего характера обучения;

-        психологического комфорта ребенка.

При этом неуклонно соблюдается индивидуальный подход, принцип от простого к сложному, возможность выбора учащимися форм работы.

                                           Режим занятий

Программа рассчитана на 144 часа в год. 2 раза в неделю, по 2 часа. Продолжительность занятия – 45 минут, с перерывом 10 минут между занятиями.

В реализации программы принимают участие дети с ТЖС, сельской местности, ОВЗ.

                                                              Уровни
    Ознакомительный (сентябрь - ноябрь). Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы.

Включает в себя:

- формирование детского коллектива.

- провести игровые тренинги общения: игра – путешествие по станциям «Давайте       познакомимся».

- знакомство с правилами техники безопасности;

- знакомство с целями и задачами программы;

-активное введение учащихся в учебный процесс последующей рефлексией;

- входящая диагностика.

    Базовый (декабрь - май). Предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно-тематического направления программы. Включает реализацию содержания программы согласно учебному плану, 70% занятий отводится практике.

Материально-техническая база

Важным условием выполнения учебной программы является достаточный уровень материально – технического обеспечения:

- Наличие просторного кабинета

- Наличие кукол для постановки пьес

- Переносная ширма

- Музыкальная аппаратура (музыкальный центр, ноутбук, мультимедия, видеоэкран)

- Материалы для изготовления декораций и реквизита

- Аудиозаписи, флеш накопитель

 Дидактические материалы

 - Программки

- Афиши

 Список литературы для педагогов.

1. Конвенция о правах ребёнка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990).

2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания школьников разработанной в соответствии с законом РФ «Об образовании» от 26.04.2007г.

3. Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р).

4. Концепция художественного образования РФ утвержденной министерством культуры и образования от 28 декабря 2001 г. №1403

5. Письмо Минобрнауки России от 11. 12. 2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».

6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014г. №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

8. Устав Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Дом творчества детей и взрослых».

9. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.

10. Алянский Ю. Азбука театра. (50 маленьких рассказов о театре). Изд. «Детская литература» 1999 г.

10. Вербовая Н.П., Головина О.М., Урнова В.В. Искусство речи, (учебное

пособие). Изд. «Искусство». М.-1977 г. Караманенов Т.М. Кукольный театр. М.-2001 г. Начальная школа.

11.Выготский Л.С. Психология.

12. Журнал «Светлячок» № 12.

13.Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. Утверждена 29.12.200 №17 С.

14.Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина РФ (стандарта второго поколения) Москва, «Просвещение» 2009.

15.Концепция художественного образования в РФ 28.12.2001 г. №1403.

16.Методическое пособие «Программа дополнительного образования детей». Чита 2004.

18.Петров В.А. «Нулевой класс актёра» М. «Советская Россия» 1985 г.

19.Смирнова Н.И. И.…оживают куклы. Изд. «Детская литература» М.-1982 г.

20.Столяренко Л.Д. Основы психологии. Изд. «Феникс» Ростов на Дону 1999 г.

21.Федоренко Л.Г. Психотехника эмоционального соучастия (методический материал) Изд. «Каро» 2006. С. Петербург.

                                            

 

                                      

                                           Методические пособия:

 

1.    Азбука режиссуры. М. «Искусство» 1999 г.

2.    Беседы о режиссуре театрализованных представлениях. М. Советская Россия 1999 г.

3.    Внутренняя жизнь роли. М. Советская Россия 1998 г.

4.    Журнал «Дополнительное образование» №2, 2006 г.

5.    Искусство звучащего слова. М. Советская Россия 2000 г.

6.    Искусство театрализованных представлений. М. Советская Россия 1999 г.

7.    Искусство звучащего слова. М. Советская Россия 1999 г.

8.    Литературный театр. М. Советская Россия 2001 г.

9.    Методическое пособие «Программа дополнительного образования детей». Чита 2004.

10.Пока занавес закрыт. М. Советская Россия 1999 г.

11.Речевая культура русского театра. М. Советская Россия 1999 г.

 

                               Список литературы для детей и родителей

1.    Афанасьев С. «300 творческих конкурсов» М. 1997 г.

2.    Алянский Ю. Азбука театра. (50 маленьких рассказов о театре). Изд. «Детская литература» 1999 г.

3.    Брудный Д.Л. Беседы о театре. Ленинград. Изд. «Просвещение» 2000 г.

4.    Пережогин Л.О. «Специфические расстройства речи и школьных навыков» (диагностика и коррекция) Сфера. Творческий центр. М. 2005 г.

5.    Смирнова Н.И. И.…оживают куклы. Изд. «Детская литература» М.-

1999 г.                                                                           

5.    Соколова Ю. «Игры с пальчиками» ООО «Эксмо» 2002 г.

6.    Шорынина Т.А. Профессии. Какие они? М. Изд. Гном и Д 2006 г.