Программа курса направлена на получение первичных научных и профессиональных знаний, призвана способствовать формированию научного мировоззрения, развивать логическое мышление. Исследовательская работа позволит развить у обучающихся умение вычленять и решать наиболее важные проблемы с учётом социальных, экологических и экономических условий, ставить цель; обучает навыкам самостоятельной работы с различными источниками информации (научная и специальная литература, архивные материалы, периодическая печать). Налаживание контактов с людьми, составление и проведение анкет и опросов развивает не только научные, но и коммуникативные качества.
Адресована программа учащимся 5-8-х классов.
Она предполагает:
*ознакомление с типологией краеведения (географическое, палеонтологическое, историческое, литературное и т.д.);
*предоставление комплекса исторических источников;
*введение в систему деятельности учреждений, имеющих отношение к историческому краеведению (музеи, архивы, образовательные учреждения и учреждения дополнительного образования);
*изучение основных историко-хронологических этапов жизни и быта людей, с древнейших времен до средневековья (YIII тыс. лет назад- XII-XY вв.н.э.); новое время (XYI-XIX вв.); новейшая история (к.XIX-XX вв)
Реализация программы предусматривает многообразие форм и методик организации познавательной деятельности учащихся (теоретические и практические занятия, работа в музее, ознакомление с памятниками архитектуры, сбор и анализ информации, подготовка и защита исследований и творческих работ краеведческого характера. Учащийся имеет возможность заниматься приемлемой для него формой работы. Отдельно на выбор предлагаются темы для исследований и творческих работ.
Таким образом, упор делается на деятельностный подход в обучении.
Интегрированность программы в межпредметной (междисциплинарной) связи со школьными программами по всемирной и отечественной истории, литературе, географии.
Работа над реализацией программы позволит сформировать у учащихся четкое представление о краеведении, как разделе исторической науки, научит их ориентироваться в истории родных мест, ее общих чертах с мировой и отечественной историей и особенностях, даст возможность интерпретировать полученные знания, применять их в практике исследовательской работы.