"Разноцветный мир" для ОВЗ

  • ОВЗ

АКТУАЛЬНОСТЬ

    В последние годы одной из самых серьёзных социальных проблем является нарушение эмоционально-волевой сферы у детей с ОВЗ и недостаточное развитие у них коммуникативных навыков. Дети с ОВЗ мало осознают свои переживания и далеко не всегда способны понять причины, их вызывающие. На трудности, стресс он чаще отвечает эмоциональными реакциями – гневом, страхом, обидой. Раскрыться ребёнку мешают застенчивость, неконтактность, детская агрессивность, конфликтность, тревожность.  Для того чтобы ребенок мог раскрыться удивительным образом подходит метод арт-терапии. Неслучайно многие терапевтические и развивающие эффекты занятий детей с арт-терапевтом обусловлены взаимодействием ребёнка  с изобразительным материалом. Такое взаимодействие оказывает стимулирующее воздействие, развивает способность к проявлению инициатив и самостоятельности, концентрации внимания, даёт выход аффектам. Другим важнейшим фактором положительного воздействия арт-терапии на детей с ОВЗ являются терапевтические отношения, благодаря которым ребёнок может ощутить чувство безопасности и начать выражать себя более смело, развить коммуникативные способности.

    

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ: 1 год

 

Формы обучения– очная

Особенности организации образовательного процесса: программа рассчитана на детей с ОВЗ  в возрасте 9-13 лет,  группа из 10 человек

Форма организации: кружок.

Формы организации учебного процесса предполагают проведение практических занятий с элементами деловых игр и моделированием реальной практики, выполнение самостоятельных творческих заданий.

Помещение для проведения занятий: рабочая зона (столы) и свободная зона для упражнений

 

Каждое занятие строится по единому принципу:

·   Заполнение арт-дневника (тема, настроение на начало занятия);

·   Приветствие (позволяет настроить ребят на работу в группе);

·  Вводные разминочные упражнения (раскрепощают ребенка, погружают в тематику занятия);

·   Реализация арт-техники и обсуждение продукта (реализация собственно темы занятия);

·   Рефлексия занятия (обсуждение мыслей, чувств, которые возникли относительно занятия, подведение итогов);

·   Ритуал прощания.

    Все занятия проходят в комфортной, доброжелательной обстановке в сопровождении релаксационной музыкой. Использование музыки помогает детям успокоиться, раскрепоститься и расслабиться, снять психологические зажимы, а так же настроиться на процесс творчества и углубиться в себя.

В начале и в конце занятия   участники фиксируют свое настроение, впечатления от занятия и собственные достижения.

Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий

Общее количество часов в год - 68

Количество занятий в неделю   2 занятия продолжительностью 40 мин

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

ЦЕЛЬ: формирование и коррекция эмоционально-личностной  сферы детей с ОВЗ.

ЗАДАЧИ:

Ø  Укрепление психического здоровья ребёнка, через стабилизацию эмоциональной сферы.

Ø  Развитие произвольности, умение управлять своими эмоциями, чувствами.

Ø  Развитие внутреннего потенциала и творческой активности ребёнка.

Ø  Коррекция механизмов психологической защиты – демонстративности, негативизма, агрессии.

Ø  Коррекция тревожности.

Ø  Повышение самооценки.

Ø  Формирование способов эффективного взаимодействия детей.

Ø  Развитие воображения.

 

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

1.   Свободный выбор. Принятие решений, в том числе связанных с выбором материалов и средств изобразительной работы.

2.   Минимальные ограничения. Активность ребёнка в ходе арт-терапевтических занятий, как правило, не ограничивается. Ограничения могут применяться только в случае агрессивного и самодеструктивного поведения ребёнка.

3.   Психолог должен находиться на одном уровне с ребёнком (глаза в глаза).

4.   Безоценочное восприятие всех работ: в арт-терапии нет «правильного» или «неправильного». Дети должны чувствовать себя в безопасности, знать, что создание образов – это способ передачи своего опыта, мыслей и чувств и что их не будут оценивать.

5.   Партнёрство в терапевтических отношениях – уважение позиции ребёнка, иногда «следование» за его инициативой, стимулирование его к выражению чувств и мыслей.

6.   Постоянная обратная связь – рассказ ребёнка о своей работе.

 

РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ИСКУСТВА

И ФОРМЫ ТВОРЧЕСКОГО САМОВЫРАЖЕНИЯ

 

Ø  Музыкотерапия

Ø  Сказкотерапия

Ø  Фототерапия

Ø  Драмотерапия

Ø  Изотерапия

Ø  Работа с пластическим материалом

Ø  Работа с природным материалом

Ø  Песочная терапия

 

 

 

преподаватели

Содержание программы

Цели программы

Результат программы

Особые условия проведения

Материально-техническая база