АКТУАЛЬНОСТЬ
В последние годы одной из самых серьёзных социальных проблем является нарушение эмоционально-волевой сферы у детей с ОВЗ и недостаточное развитие у них коммуникативных навыков. Дети с ОВЗ мало осознают свои переживания и далеко не всегда способны понять причины, их вызывающие. На трудности, стресс он чаще отвечает эмоциональными реакциями – гневом, страхом, обидой. Раскрыться ребёнку мешают застенчивость, неконтактность, детская агрессивность, конфликтность, тревожность. Для того чтобы ребенок мог раскрыться удивительным образом подходит метод арт-терапии. Неслучайно многие терапевтические и развивающие эффекты занятий детей с арт-терапевтом обусловлены взаимодействием ребёнка с изобразительным материалом. Такое взаимодействие оказывает стимулирующее воздействие, развивает способность к проявлению инициатив и самостоятельности, концентрации внимания, даёт выход аффектам. Другим важнейшим фактором положительного воздействия арт-терапии на детей с ОВЗ являются терапевтические отношения, благодаря которым ребёнок может ощутить чувство безопасности и начать выражать себя более смело, развить коммуникативные способности.
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ: 1 год
Формы обучения– очная
Особенности организации образовательного процесса: программа рассчитана на детей с ОВЗ в возрасте 9-13 лет, группа из 10 человек
Форма организации: кружок.
Формы организации учебного процесса предполагают проведение практических занятий с элементами деловых игр и моделированием реальной практики, выполнение самостоятельных творческих заданий.
Помещение для проведения занятий: рабочая зона (столы) и свободная зона для упражнений
Каждое занятие строится по единому принципу:
· Заполнение арт-дневника (тема, настроение на начало занятия);
· Приветствие (позволяет настроить ребят на работу в группе);
· Вводные разминочные упражнения (раскрепощают ребенка, погружают в тематику занятия);
· Реализация арт-техники и обсуждение продукта (реализация собственно темы занятия);
· Рефлексия занятия (обсуждение мыслей, чувств, которые возникли относительно занятия, подведение итогов);
· Ритуал прощания.
Все занятия проходят в комфортной, доброжелательной обстановке в сопровождении релаксационной музыкой. Использование музыки помогает детям успокоиться, раскрепоститься и расслабиться, снять психологические зажимы, а так же настроиться на процесс творчества и углубиться в себя.
В начале и в конце занятия участники фиксируют свое настроение, впечатления от занятия и собственные достижения.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий
Общее количество часов в год - 68
Количество занятий в неделю 2 занятия продолжительностью 40 мин
ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
ЦЕЛЬ: формирование и коррекция эмоционально-личностной сферы детей с ОВЗ.
ЗАДАЧИ:
Ø Укрепление психического здоровья ребёнка, через стабилизацию эмоциональной сферы.
Ø Развитие произвольности, умение управлять своими эмоциями, чувствами.
Ø Развитие внутреннего потенциала и творческой активности ребёнка.
Ø Коррекция механизмов психологической защиты – демонстративности, негативизма, агрессии.
Ø Коррекция тревожности.
Ø Повышение самооценки.
Ø Формирование способов эффективного взаимодействия детей.
Ø Развитие воображения.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1. Свободный выбор. Принятие решений, в том числе связанных с выбором материалов и средств изобразительной работы.
2. Минимальные ограничения. Активность ребёнка в ходе арт-терапевтических занятий, как правило, не ограничивается. Ограничения могут применяться только в случае агрессивного и самодеструктивного поведения ребёнка.
3. Психолог должен находиться на одном уровне с ребёнком (глаза в глаза).
4. Безоценочное восприятие всех работ: в арт-терапии нет «правильного» или «неправильного». Дети должны чувствовать себя в безопасности, знать, что создание образов – это способ передачи своего опыта, мыслей и чувств и что их не будут оценивать.
5. Партнёрство в терапевтических отношениях – уважение позиции ребёнка, иногда «следование» за его инициативой, стимулирование его к выражению чувств и мыслей.
6. Постоянная обратная связь – рассказ ребёнка о своей работе.
РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ИСКУСТВА
И ФОРМЫ ТВОРЧЕСКОГО САМОВЫРАЖЕНИЯ
Ø Музыкотерапия
Ø Сказкотерапия
Ø Фототерапия
Ø Драмотерапия
Ø Изотерапия
Ø Работа с пластическим материалом
Ø Работа с природным материалом
Ø Песочная терапия