Среди приоритетных направлений государственной политики вопросы создания здоровьесберегающего пространства, улучшения материально- технической базы спорта, расширения доступности и значимости физической культуры и спорта, как важного фактора для решения, прежде всего, социально- педагогических проблем, особенно остро стоящих для подрастающего поколения.
Приобщение детей и подростков к систематическим занятиям спортом является необходимым условием формирования нового поколения российских граждан, которым предстоит ответить на вызовы современности, отмечено в Концепции развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации до 2030 года.
Особенность подросткового возраста заключается в том, что это период сильнейших изменений и перестроек, происходит постепенная подготовка детского организма к взрослой жизни и соответствующим нагрузкам. Трансформации затрагивают не только биохимический, нейрофизиологический, физический аспект, но психологический и социальный, что отзывается в кризисе идентичности, что может выражаться не только в конструктивной реализации, но и в деконструктивном поведении. И в данный жизненный период организованные занятия физической культурой и спортом имеют колоссальное значение. Реализация спортивной деятельности не только укрепляет здоровье подростка, позволяя стать ему более выносливым, что весьма важно при современном ритме жизни, но и оказывает интегральное влияние на все сферы психической организации ребенка: когнитивную, эмоциональную, поведенческую, мотивационную, волевую.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волейбол», составленная в соответствии с современными требованиями, помогает решать вопросы формирования мотивации подрастающего поколения к активному образу жизни, к регулярным занятиям физической культурой и спортом, тем самым способствует его физическому, духовному, интеллектуальному и здоровьесберегающему воспитанию. В этом состоит актуальность программы.
Отличительные особенности программы. В соответствии с п. 3.3 «Особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта» (утв. приказом Минспорта РФ от 27.12.2013 №1125) настоящая программа реализуется на спортивно-оздоровительном этапе. К отличительным особенностям программы можно отнести следующие:
1. Направленность содержания программы. В приоритете овладение оздоровительно- физкультурными компетенциями, а не только физкультурно- спортивными средствами волейбола.
2. Система оценочных и контрольно-измерительных материалов. Средством оценки уровня физической подготовленности выступает Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО), подготовка к которому преследует решение и воспитательных задач.
3. Более глубокое содержание предмета. У обучающихся, проявивших желание и предрасположенность к занятиям волейболом в рамках изучения этой дисциплины как школьного предмета, есть возможность получить расширенные знания и умения в избранном виде спорта.