Сегодня ни один предмет в учебном плане не обходится без включения в него элементов краеведения. И это понятно, так как каждому человеку, каждому народу надо осознавать себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края.
Известно, что этому нельзя научить, ограничиваясь рассказом или показом. Для этого нужна соответствующая деятельность учащихся.
Помимо образовательной, она ставит важнейшую социально-педагогическую проблему: вовлечение школьников в непосредственную деятельность по возрождению своего края, его памятников, традиций. Преодолеть, уже ставшее привычным, равнодушное отношение к своему краю, их отстраненность от него, можно, лишь соединив, получаемые знания о нем, с конкретной деятельностью, направленной на его улучшение.
Воспитание патриотизма и гражданина начинается с познания своей малой родины. Программа «Я краевед» раскрывает школьникам специфические черты природной среды, истории и культуры региона, сопричастности своих предков к историческим событиям страны, что имеет большое значение для становления мировоззрения, воспитание патриотизма и других качеств личности.
Программа отражает предметную интеграцию, что позволяет расширить тематику изучаемого материала. Осуществлять актуализацию знаний учащихся. Это и определило объединение в рамках одной учебной программы широкого спектра видов краеведческой работы: поисковой, учебной, исследовательской, экспозиционной, экскурсионной и др.
Создание программы стало необходимым в связи, с появившейся потребностью у учащихся в знаниях по истории родного края, родного села, о людях, живущих рядом.