«Гармония»

Петь песни - самое прекрасное занятие на свете!

Эдит Пиаф

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности.

 

Голос - это особое богатство, природный дар, который дан человеку от бога. Занятия вокалом - это не только укрепление и правильная постановка голоса, но и развитие слуха, речевого аппарата ребенка и хорошее дыхание - залог отличной работы всех внутренних органов. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Если Вы заметили, что Ваш ребенок неравнодушен к музыке и сам любит петь - это повод попробовать занятия вокалом. Для пения рожден любой человек - просто не каждый из нас оценил и развил свои природные способности, данные ему с рождения. Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребенка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии. Каждый ребенок находит возможность для творческого самовыражения личности через сольное и ансамблевое пение, пение народных и современных песен с музыкальным сопровождением. Для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние, разработана программа, направленная на духовное развитие обучающихся. Программа рассчитана на обучение детей в возрасте от 5 до 18 лет.

Актуальность программы заключается в том, что её реализация отвечает задачам, поставленным Федеральным законом об образовании: «Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени» (Ф3 «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273 ст.75). Программа ориентирована на развитие общей и эстетической культуры учащихся, способствует воспитанию художественного вкуса детей и ранней профориентации. Вокал является одним из предметов, входящих в специальный цикл хоровых дисциплин, цель которого - повышение качества подготовки детей и расширение возможностей использования их в развитии музыкальной культуры общества. Вокальное пение оказывает большое влияние на формирование личности ребенка, способствует расширению музыкального кругозора детей, повышает культурный уровень подрастающего поколения, прививает детям чувство коллективизма и товарищества. Вокал является промежуточным звеном между вокальным ансамблем и хоровым пением.

преподаватели

Педагог дополнительного образования - Ершова Ирина Александровна

Содержание программы

Уровни:

Ознакомительный (сентябрь – ноябрь). Предполагающий развитие музыкальных способностей и вокальных данных детей, мотивации к творческой деятельности, удовлетворение их познавательных интересов в области вокального искусства.

Базовый уровень (декабрь – май). Предполагает использование форм организации материала, обеспечивающих доступ к сложным разделам в рамках содержательно – тематического направления программы и разработку индивидуального маршрута.

     Объем и срок освоения программы:

Срок реализации данной программы дополнительного образования детей рассчитан на 1 год.

1 год – 144 часа.

 Форма обучения – очная, допускается дистанционная форма обучения.

    Основной состав объединения постоянный, разновозрастной, кружок  является основным составом объединения. В реализации ДООП могут принимать дети  ОВЗ, находящиеся в тяжелой жизненной ситуации, сельской местности.

В соответствии с возрастными особенностями детей используются различные формы и методы работы на занятиях.

 Основная форма образовательной работы с детьми: музыкально - тренировочные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное, и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и танцевальных способностей каждого ребёнка.

Цели программы

Цель программы - формирование и развитие музыкальных способностей учащихся, посредством занятий в детском объединение.

Результат программы

Ожидаемые результаты освоения программы.

К концу первого года обучения дети должны

знать/понимать:

•  приёмы правильного дыхания;

• строение артикуляционного аппарата;

• особенности и возможности певческого голоса;

• гигиену певческого голоса;

• понимать ( по требованию педагога) слова – петь «мягко, нежно, легко»;

уметь:

•: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;

• петь короткие фразы на одном дыхании;

• в произведениях с подвижным темпом делать быстрый вдох;

• петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;

• петь легким звуком, без напряжения с внятной артикуляцией;

• на звуке ля первой октавы правильно показать самое красивое индивидуальное

звучание своего голоса, ясно выговаривая слова песни;

• к концу года спеть выразительно, осмысленно, в спокойном темпе хотя бы фразу с ярко выраженной конкретной тематикой игрового характера.

Особые условия проведения

Адресат данной образовательной программы учащиеся 5 –18 лет.

Наполняемость групп:

1 год – 15 человек

Программа составлена с учетом возрастных категории детей

       В старшем подростковом возрасте (14-17) лет, идет период завершения физического созревания, когда организм достигает биологической зрелости, поэтому стремление выделиться, обратить на себя внимание, интерес к противоположному полу становится особенно значительными.

         В этот период многие старшие школьники сталкиваются с переживаниями одиночества. Тогда они тянутся к педагогу, если чувствуют в нем друга, понимающего собеседника, советчика.

В данном возрасте идет  формирование самоуважения, на основе самосознания. Люди с высоким самоуважением  (положительное уважение к себе) обычно более самостоятельны, меньше поддаются внушению, положительно относятся к другим. С низким самоуважением (заниженная самооценка), склонны к комфортности (влияние других), отношение к окружающим занижено (как к себе). Чтобы скрыть свое “я”, прибегают к маске, игре. Подростки ранимы, болезненно реагируют на критику, избегают участия в общественной жизни, боятся соревнования.

       Физически подростки готовы к большой нагрузке. Они сами уже осознают уровень своей вокальной подготовки и начинают стремиться к лучшему, тем более, если есть на кого равняться. Некоторые дети осознанно выполняют задание, стремятся к профессионализму, критично подходят к себе.

Личностные:

 

·       интерес к певческой деятельности;

·       коммуникабельность, взаимопонимание, взаимовыручку, доброжелательность, уважение, доверие, ответственность;

·       нормы коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и концертной деятельности;

·       способствовать  профессиональному самоопределению

 

Метопредметные:

 

·       формирование голосовых данных: силу голоса, диапазон, беглость, тембр

·       развитие вокального слуха, музыкальной  памяти, чувство ритма, чувство ансамбля;

·       развитие артистической  смелости, умение держаться на сцене.

·       сформировать навыки  сценической культуры.

 

Материально-техническая база

 

Для успешной реализации данной Программы имеется в наличии:

специальный кабинет (музыкальный зал)

 Технические средства обучения
1.Музыкальный центр,

2.Проектор

3. Компьютер

4. Мультимедийное оборудование

5. Микрофоны

6. Музыкальные инструменты (шумовые)

 7. CD, DVD диски
Учебно-наглядные пособия
1. Плакаты, схемы, иллюстрации, игрушки, музыкально-дидактические игры.

2. Комплексы дыхательной гимнастики – при работе над песней.

3. Пальчиковая гимнастика помогает детям отдохнуть, расслабиться, укрепляет мышцы пальцев, ладоней, что помогает при игре на детских музыкальных инструментах. 4. Артикуляционная гимнастика.

 5. Сценарии концертов.
Реализует ДООП педагог дополнительного образования, хореограф, музыкальный руководитель.

Список литературы:

Основанием для разработки Программы являются:

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ."Об образовании в Российской Федерации"

- Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей».

- Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 4 июля 2014г. №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-Эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

- Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России от 2007 года, утверждена Правительством РФ.

- Концепция художественного образования РФ (утверждена Приказом Министерства культуры РФ №1403 от 28.12.2001 г.)

- Устав муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Дом творчества детей и взрослых» и другие локальные акты регламентирующие образовательную  деятельность учреждения.

Список литературы для педагогов  и  детей

 1.    Л. Афанасьева-Шешукова «Малыши поют классику» ч.2. Русская музыка Санкт-Петербург изд-во «Композитор» 1998г.

2.    Л.С. Бочкарева Уроки вокала. Упражнения и вокализы для среднего и низкого голосов в сопр. фо-но Москва  изд-во «Музыка» 2002г.

3.    Ю. Гольдовская «Искусство вокала II», 2004г.

4.    М.И. Глинка. Упражнения для совершенствования голоса, методические к ним пояснения и вокализы-сольфеджио, для среднего голоса Москва изд-во «Кифара» 1998г.

5.    А. Кильчевская «Хрестоматия вокально-педагогического  репертуара, 1992г.

6.     Л.С. Бочкарева «Уроки вокала. Упражнения и вокализы для высоких голосов в сопровождении фо-но» Москва изд-во «Музыка» 2004г. «Пойте с нами» вып. 2. Государственное изд-во культурно-просветительской литературы 1999 г.

7.    Вокально-педагогический репертуар «Искусство пения». Изд-во: «Музыка» 2004 г.

8.    Вокально-педагогический репертуар «Практический метод итальянского пения». Изд-во: «Музыка» 2008 г.

9.    Хрестоматия вокально-педагогического репертуара. Изд-во «Музыка», 2005г.

10.Хрестоматия: искусство вокала «Сольное пение в детской музыкальной школе» ч. 1. Изд-во: «Нота» 2004 г.

11. Хрестоматия: искусство вокала «Сольное пение в детской музыкальной школе» ч. 2. Изд-во: «Нота» 2004 г.

12. Ф. Абт «Хрестоматия вокально-педагогического репертуара» вып. 3. «Человеческий голос как музыкальный инструмент». Вокализы

13. 

14. Абрамова «Русские песни». Уроки вокала для женских голосов в сопровождении фо-но, Москва изд-во «Музыка» 2009г.

Список полезных интернет – ресурсов.

1. http://www.mp3sort.com/

2. http://s-f- k.forum2x2.ru/index.htm

3. http://forums.minus-fanera.com/index.php

4. http://alekseev.numi.ru

5. http://talismanst.narod.ru

6. http://www.rodniki-studio.ru

7. http://www.a- pesni.golosa.info/baby/Baby.htm

8. http://www.lastbell.ru/pesni.html

9. http://www.fonogramm.net/songs/14818

10. http://www.vstudio.ru/muzik.htm

11. http://bertrometr.mylivepage.ru/blog/index

12. http://notes.tarakanov.net

 Список рекомендуемой литературы  для детей и родителей.

1.              Великие музыканты XX века. Сидорович Д.Е. - М.: 2003;

2.              Детская музыкальная энциклопедия. Тэтчэлл Д. - АСТ 2002;

3.              Журавленко Н.И. Уроки пения. - Минск: «Полиграфмаркет», 1998

4.                Музыка волн, музыка ветра. В. Цой. - ЭКСМО 2006;

5.                Нейл Моррис. Музыка и танец. Серия «Всё обо всём». - М.: 2002;

6.              Б.Острандер Ш., Шредер Л., Острандер Н. Суперобучение 2000.

7.      Словарь юного музыканта. Михеева Л.В. - АСТ 2009;

8.      Эффект Моцарта. Кэмпбелл Дон. - ООО «Попурри» 1999;

9.     Я познаю мир: Детская энциклопедия: Музыка/Авт.-сост. А.С. Кленов; под общ.ред. О.Г. Хинн. - М., 1998