Юный медик

Программа носит ярко выраженный ценностно-смысловой характер, и ее реализация позволит сформировать у учащихся ценностное отношение к собственной жизни, здоровью, к жизни и здоровью остальных членов общества, культуру здорового и безопасного образа жизни.

Программа нацелена не только на изучение теоретических основ оказания первой медицинской помощи пострадавшим в различных ситуациях, но и на формирование навыка применения теоретических знаний в практических ситуациях и в ходе различных соревнований и учебно-тренировочных сборов.

преподаватели

Гришин Иван Иванович

Содержание программы

Тема 1. Организационно-правовые аспекты оказания первой помощи.

Теоретическое занятие по теме 1.

Организация оказания первой помощи в Российской Федерации. Нормативно-правовая база, определяющая права, обязанности и ответственность при оказании первой помощи.

Понятие «первая помощь». Перечень состояний, при которых оказывается первая помощь, перечень мероприятий по ее оказанию.

 

Тема 2. Оказание первой помощи при отсутствии сознания, остановке дыхания и кровообращения.

Теоретическое занятие по теме 2.

Основные признаки жизни у пострадавшего. Причины нарушения дыхания и кровообращения. Способы проверки сознания, дыхания, кровообращения у пострадавшего.

Современный алгоритм проведения сердечно-легочной реанимации (СЛР).

Техника проведения давления руками на грудину пострадавшего и искусственного дыхания при проведении СЛР.

Ошибки и осложнения, возникающие при выполнении реанимационных мероприятий. Показания к прекращению СЛР. Мероприятия, выполняемые после прекращения СЛР. Устойчивое боковое положение.

Особенности СЛР у детей.

Порядок оказания первой помощи при частичном и полном нарушении проходимости верхних дыхательных путей, вызванном инородным телом у пострадавших в сознании, без сознания. Особенности оказания первой помощи тучному пострадавшему, беременной женщине, ребенку.

Практическое занятие по теме 2.

Оценка обстановки на месте происшествия.

Отработка навыков определения сознания у пострадавшего.

Отработка приемов восстановления проходимости верхних дыхательных путей. Оценка признаков жизни у пострадавшего.

Отработка вызова скорой медицинской помощи, других специальных служб, сотрудники которых обязаны оказывать первую помощь.

Отработка приемов давления руками на грудину пострадавшего.

Отработка приемов искусственного дыхания «рот ко рту», «рот к носу», с применением устройств для искусственного дыхания.

Выполнение алгоритма сердечно-легочной реанимации.

Отработка приема перевода пострадавшего в устойчивое боковое положение.

Отработка приемов удаления инородного тела из верхних дыхательных путей пострадавшего.

Тема 3. Оказание первой помощи при наружных кровотечениях и травмах.

Теоретическое занятие по теме 3.

Цель и порядок выполнения обзорного осмотра пострадавшего.

Понятия «кровотечение», «острая кровопотеря». Признаки различных видов наружного кровотечения (артериального, венозного, капиллярного, смешанного). Способы временной остановки наружного кровотечения: пальцевое прижатие артерии, наложение жгута, максимальное сгибание конечности в суставе, прямое давление на рану, наложение давящей повязки.

Оказание первой помощи при носовом кровотечении.

Понятие о травматическом шоке, причины и признаки. Мероприятия, предупреждающие развитие травматического шока.

Цель и последовательность подробного осмотра пострадавшего. Основные состояния, с которыми может столкнуться участник оказания первой помощи.

Травмы головы. Оказание первой помощи. Особенности ранений волосистой части головы. Особенности оказания первой помощи при травмах глаза и носа.

Травмы шеи, оказание первой помощи. Временная остановка наружного кровотечения при травмах шеи. Фиксация шейного отдела позвоночника (вручную, подручными средствами, с использованием медицинских изделий).

Травмы груди, оказание первой помощи. Основные проявления травмы груди, особенности наложения повязок при травме груди, наложение окклюзионной (герметизирующей) повязки. Особенности наложения повязки на рану груди с инородным телом.

Травмы живота и таза, основные проявления. Оказание первой помощи.

 

Практическое занятие по теме 3.

Отработка проведения обзорного осмотра пострадавшего.

Проведение подробного осмотра пострадавшего.

 

Отработка приемов наложения повязок при наличии инородного предмета в ране живота, груди, конечностей.

Отработка приемов первой помощи при переломах. Иммобилизация (подручными средствами, аутоиммобилизация, с использованием медицинских изделий).

Отработка приемов фиксации шейного отдела позвоночника.Тема 4. Оказание первой помощи при прочих состояниях.

Теоретическое занятие по теме 4.

Виды ожогов, их признаки. Понятие о поверхностных и глубоких ожогах. Ожог

 

Отравления, пути попадания ядов в организм. Признаки острого отравления.

Оказание первой помощи при попадании отравляющих веществ в организм через дыхательные пути, пищеварительный тракт, кожу.

Цель и принципы придания пострадавшим оптимальных положений тела.

 

Практическое занятие по теме 4.

Отработка приемов наложения повязок при ожогах различных областей тела.

 

Тема 5. Итоговый контроль.

 

Цели программы

Программа нацелена не только на изучение теоретических основ оказания первой медицинской помощи пострадавшим в различных ситуациях, но и на формирование навыка применения теоретических знаний в практических ситуациях и в ходе различных соревнований и учебно-тренировочных сборов.

Результат программы

Личностные результаты:

- устойчивое соблюдение основных принципов и правил безопасного поведения и здорового образа жизни;

- осознанное, уважительное отношение к другому человеку, готовность прийти на помощь окружающим в повседневной жизни и чрезвычайных ситуациях.

Метапредметные результаты:

- способность самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов.

Предметные результаты:

- знания о составляющих безопасного и здорового образа жизни, мероприятиях и факторах, укрепляющих и разрушающих здоровье человека;

- умение планировать профилактические мероприятия по сохранению и укреплению своего здоровья, выявлять мероприятия и факторы, потенциально опасные для здоровья;

- начальные знания о строении человека и основных системам, органах, заболеваниях, травмах;

- умение определять состояния оказания неотложной помощи;

- умение использовать алгоритм действий по оказанию первой помощи;

- иметь навыки оказания помощи при кровотечениях, травмах, укусах насекомых и змей.

Уровень освоения программы «Медико-санитарная подготовка» обучающимися

определяется по итогам:

- выполнения тестов, нормативов, практических заданий и упражнений по темам программы; -

контрольного задания на итоговом занятии;

- участия в школьных, районных и городских соревнованиях по медико-санитарной подготовке, а также других соревнованиях направления «Школа безопасности», финале межрегиональных игр «Зарница» и «Школа безопасности», всероссийских слетах, конкурсах гражданского и военно-патриотического направления.

Материально-техническая база

Оборудование центра "Точка роста"