"Спортивное ориентирование"

Ориентирование – это здоровый образ жизни и здоровые эмоции, постоянная новизна впечатлений, а также исключительно гармоничное сочетание физических и умственных возможностей человека. Наряду с вышеперечисленными достоинствами спортивное ориентирование имеет и прикладное значение – умение ориентироваться необходимо охотнику и туристу, геологу и воину, грибнику и любителю лесных прогулок.

Занятия спортивным ориентированием содействуют умственному и физическому развитию, укреплению здоровья, помогают познавать и понимать природу. Как военно-прикладной вид спорта спортивное ориентирование играет важную роль в военно-патриотическом воспитании школьников, в подготовке молодежи к защите Родины.

Сейчас в нашей стране этот вид спорта получил все большее признание: широкая доступность (соревнования проводятся в разных возрастных группах), захватывающая борьба на трассе, красота природы, с которой так близко соприкасаются спортсмены на дистанции - все это способствует популярности спортивного ориентирования. Массовые старты вовлекают в этот вид спорта новых любителей.

Занятия ориентированием содействуют умственному и физическому развитию, укреплению здоровья, помогают познавать и понимать природу.

Кроме оздоровительной и спортивной направленности ориентирование имеет большое прикладное значение. Умение ориентироваться - это навык, который необходим и туристу, и охотнику, и геологу и будущему защитнику.

При занятиях ориентированием вырабатываются такие необходимые человеку качества, как самостоятельность, решительность, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, умение владеть собой, эффективно мыслить в условиях больших физических нагрузок.

быстрая реакция. Обучающиеся в процессе занятий спортивным ориентированием совершенствуют и закрепляют знания, полученные на уроках географии, физики, математики, физкультуры.

 

Рабочая программа по спортивному ориентированию спортивно-физкультурной направленности разработана на основе модифицированной образовательной программы для дополнительного образования детей. Реализация программы предполагает организацию деятельности в соответствии с Правилами соревнований по спортивному ориентированию.

 

Цель: совершенствование физического и интеллектуального развития и воспитание морально-этических качеств у обучающихся посредством занятий спортивным ориентированием.

Также в ходе реализации программы решается ряд образовательных и воспитательных задач:

- укрепление здоровья и повышение уровня общей и специальной физической подготовки;

- совершенствование техники, тактики, приёмов и способов ориентирования обучающихся;

- соблюдение требований личной и общественной гигиены, гигиены тренировки,

- воспитание морально-этических и волевых качеств, соблюдение спортивной этики, дисциплины;

- расширение знаний по школьным дисциплинам: география, ОБЖ, биология и экология;

- создание дружного детского коллектива;

- пропаганда спортивного ориентирования среди населения - как средства для активного отдыха;

 

При разработке рабочей программы было изменено соотношение количества часов для теоретической и практической подготовки. Организация учебно-тренировочного процесса предусматривает занятия в течение учебного года (36 учебных недель). В каникулярное время, как правило, организуются учебно-тренировочные сборы, соревнования, походы.

Учитывая специфику занятий спортивным ориентированием (большая часть учебных занятий проводится в условиях природной среды), необходимо уделять особое значение вопросам обеспечения безопасности и предупреждения травматизма при изучении каждой темы, каждого занятия, соревнования и т. д.

Рабочая программа предусматривает объём учебно-тренировочной нагрузки 306 часов, по 9 часов в неделю на протяжении учебного года. На теоретические занятия - 56 часов, на практические - 250 часов. Срок реализации рабочей программы 1 год.

При разработке рабочей программы учтены региональные особенности, особенности географического положения Читинского района, рельеф, природные условия, наличие полигонов и карт для занятий спортивным ориентированием и проведения соревнований различного уровня.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы: в объединение принимаются все желающие с 3-го по 6 класс, не имеющие медицинских противопоказаний для занятий спортивным ориентированием.

 

Форма проведения занятий: фронтальная (коллективная), групповая, и групповая с использованием индивидуальных форм работы внутри группы. Занятия проводятся 4 раза в неделю по 3 и 2 часа.

Каждое занятие предполагает организацию активной оздоровительно-спортивной деятельности: физические упражнения, подвижные игры, мини-соревнования, состязания в помещении и на природе, туристские и оздоровительные прогулки. Практические занятия могут проводится как в помещении, так и на местности

преподаватели

Содержание программы

Цели программы