Ориентирование – это здоровый образ жизни и здоровые эмоции, постоянная новизна впечатлений, а также исключительно гармоничное сочетание физических и умственных возможностей человека. Наряду с вышеперечисленными достоинствами спортивное ориентирование имеет и прикладное значение – умение ориентироваться необходимо охотнику и туристу, геологу и воину, грибнику и любителю лесных прогулок.
Занятия спортивным ориентированием содействуют умственному и физическому развитию, укреплению здоровья, помогают познавать и понимать природу. Как военно-прикладной вид спорта спортивное ориентирование играет важную роль в военно-патриотическом воспитании школьников, в подготовке молодежи к защите Родины.
Сейчас в нашей стране этот вид спорта получил все большее признание: широкая доступность (соревнования проводятся в разных возрастных группах), захватывающая борьба на трассе, красота природы, с которой так близко соприкасаются спортсмены на дистанции - все это способствует популярности спортивного ориентирования. Массовые старты вовлекают в этот вид спорта новых любителей.
Занятия ориентированием содействуют умственному и физическому развитию, укреплению здоровья, помогают познавать и понимать природу.
Кроме оздоровительной и спортивной направленности ориентирование имеет большое прикладное значение. Умение ориентироваться - это навык, который необходим и туристу, и охотнику, и геологу и будущему защитнику.
При занятиях ориентированием вырабатываются такие необходимые человеку качества, как самостоятельность, решительность, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, умение владеть собой, эффективно мыслить в условиях больших физических нагрузок.
быстрая реакция. Обучающиеся в процессе занятий спортивным ориентированием совершенствуют и закрепляют знания, полученные на уроках географии, физики, математики, физкультуры.
Рабочая программа по спортивному ориентированию спортивно-физкультурной направленности разработана на основе модифицированной образовательной программы для дополнительного образования детей. Реализация программы предполагает организацию деятельности в соответствии с Правилами соревнований по спортивному ориентированию.
Цель: совершенствование физического и интеллектуального развития и воспитание морально-этических качеств у обучающихся посредством занятий спортивным ориентированием.
Также в ходе реализации программы решается ряд образовательных и воспитательных задач:
- укрепление здоровья и повышение уровня общей и специальной физической подготовки;
- совершенствование техники, тактики, приёмов и способов ориентирования обучающихся;
- соблюдение требований личной и общественной гигиены, гигиены тренировки,
- воспитание морально-этических и волевых качеств, соблюдение спортивной этики, дисциплины;
- расширение знаний по школьным дисциплинам: география, ОБЖ, биология и экология;
- создание дружного детского коллектива;
- пропаганда спортивного ориентирования среди населения - как средства для активного отдыха;
При разработке рабочей программы было изменено соотношение количества часов для теоретической и практической подготовки. Организация учебно-тренировочного процесса предусматривает занятия в течение учебного года (36 учебных недель). В каникулярное время, как правило, организуются учебно-тренировочные сборы, соревнования, походы.
Учитывая специфику занятий спортивным ориентированием (большая часть учебных занятий проводится в условиях природной среды), необходимо уделять особое значение вопросам обеспечения безопасности и предупреждения травматизма при изучении каждой темы, каждого занятия, соревнования и т. д.
Рабочая программа предусматривает объём учебно-тренировочной нагрузки 306 часов, по 9 часов в неделю на протяжении учебного года. На теоретические занятия - 56 часов, на практические - 250 часов. Срок реализации рабочей программы 1 год.
При разработке рабочей программы учтены региональные особенности, особенности географического положения Читинского района, рельеф, природные условия, наличие полигонов и карт для занятий спортивным ориентированием и проведения соревнований различного уровня.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы: в объединение принимаются все желающие с 3-го по 6 класс, не имеющие медицинских противопоказаний для занятий спортивным ориентированием.
Форма проведения занятий: фронтальная (коллективная), групповая, и групповая с использованием индивидуальных форм работы внутри группы. Занятия проводятся 4 раза в неделю по 3 и 2 часа.
Каждое занятие предполагает организацию активной оздоровительно-спортивной деятельности: физические упражнения, подвижные игры, мини-соревнования, состязания в помещении и на природе, туристские и оздоровительные прогулки. Практические занятия могут проводится как в помещении, так и на местности