«Природа и мы»

Данная программа направлена на то, чтобы ребята узнали много интересного о природе, животных и растениях страны, своего края, а также о том, как беречь природу и жить с ней в гармонии.

Различные виды деятельности на занятии (практические работы, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии, разработка и создание экознаков, знакомство с определителями, составление памяток, экологические игры, акции, инсценирование экологических сказок, презентации, видеофильмы, познавательные мультфильмы, выпуск буклетов, викторины, выставки поделок, конкурсы, праздники и пр.).

преподаватели

педагог дополнительного образования первой квалификационной категории Антипова Любовь Владимировна

Содержание программы

Первый год обучения

1. раздел: Природа Земли.

1.1. – Вводное занятие. Что такое экология? Экология и ее роль в жизни людей.

1.2. Как измеряют температуру? Что такое погода? Виды термометров.

1.3.В гости к осени "экскурсия«.

1.4. Лекарственные растения – средства оздоровления организма человека.

1.5. Какие бывают растения? Группы растений.

1.6. Какие бывают животные? Группы животных: птицы, рыбы, звери, насекомые.

1.7. Дикорастущие и культурные растения.

1.9. Комнатные цветы. Особенности жизни комнатных растений.

1.10. Какие бывают насекомые?

1.11. Кто такие рыбы?

1.12. Кто такие птицы?

1.13. Грибы съедобные и несъедобные.

1.14. Красная книга. Будь природе другом.

1.15. Части растений. Части растения (корень, цветок, плод и семя), и их назначение.

1.16. Обобщающее по разделу занятие.

2 раздел: Планета Земля.

2.1.Звездное небо. Звезды, созвездия.

2.2. Солнце – большая звезда. Планеты солнечной системы.

2.3. Вода. Значение воды в природе и в жизни человека. Вода и ее свойства.

2.4. Круговорот воды в природе.

2.5. Кто живет в воде? Что растет в воде?

2.6. Знакомство с воздухом.

2.7. Звуки. Что такое «Эхо»? Что такое радуга?

2.8. Что такое почва?

2.9. Обитатели почвы: крот, звездоносец, дождевой червь.

2.10. Обобщающее по разделу занятие.

3 раздел: Жизнь дикой природы.

3.1. В гости к весне.

3.2. Растения леса.

3.3.Животные леса.

3.4. Растения гор.

3.5. Животные гор.

3.6. Растения степей.

3.7. Животные степей.

3.8. Конструирование животных из бумаги.

3.9. Правила безопасности при общении с природой.

3.10. Обобщающее по разделу занятие.

 

Второй год обучения.

1 раздел – Введение в экологию.

1.1. Вводное занятие. Что такое экология?

1.2. Путешествие – викторина "В мире природы".

1.3. Экологический дом в опасности.

2 раздел – Время года – осень.

2.1. Осенний калейдоскоп.

2.2. Есть в осени первоначальной...

2.3. Просмотр видеофильма о природе.

2.4. Фантастические листья.

2.5. Природные комплексы. Лес – природный комплекс.

2.6. Водоём – природный комплекс.

2.7. Болото – природный комплекс.

2.8. Луг – природный комплекс.

2.9. Искусственные сообщества.

2.10. Своя игра "Природные комплексы".

3 раздел – Время года – зима.

3.1. Приметы зимы.

3.2. Птицы в жизни человека. Роль человека в охране и защите птиц.

3.3. Кормушки для птиц своими руками.

3.4. Природоохранная деятельность.

3.5. Заповедники, заказники, природоохранные зоны.

3.6. Лекарственные растения Забайкальского края.

3.7. Растения – кладезь витаминов. Растения – яды, растения – хищники, растения – паразиты.

3.8. Живые барометры.

3.9. Динозавры – вымерший вид животных.

3.10. Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений.

3.11. Своя игра "Природоохранная деятельность".

4 раздел – Время года – весна.

4.1. Приметы весны.

4.2. Весенняя капель. Первоцветы.

4.3. Пищевые связи. Что такое пищевые цепочки?

4.4. Растения-жертвы. Животные-жертвы и их защита.

4.5. Безопасность на льду.

4.6. Экология человека.

Экология и наше здоровье.

4.7. Экология насекомых:

Насекомые-вредители сельскохозяйственных культур.

4.8. 22 апреля – День Земли.

4.9. Жизнь водных пространств и экология. Вред, наносимый загрязнением морей и океанов.

4.10. Агитзанятие "Не засоряйте берега водоема".

4.11. Экологический марафон.

4.12. Тестирование, анкетирование учащихся по итогам учебного года.

Цели программы

Цель: Формирование элементарных экологических знаний детей в процессе творческой и опытнической деятельности на занятиях в условиях дополнительного образования.

Задачи первого года обучения:

Предметные:

- формирование основ экологической грамотности учащихся;

- формирование представлений о человеке – как о части природы.

Метапредметные:

- развитие умений предвидеть последствия природобразующей деятельности человека;

- развитие воображения, фантазии и логического мышления.

Личностные:

- воспитание бережного и ответственного отношения к миру природы, доброжелательного отношения к живым существам;

- воспитание отзывчивого, коммуникабельного и толерантного отношения к сверстникам.

Задачи второго года обучения:

Предметные:

- формирование знаний о биологическом разнообразии всего живого на Земле;

- формирование знания по охране окружающей среды.

Метапредметные:

- развитие интереса к познанию окружающего мира;

- способствовать приобретению положительного опыта общения с природой;

Личностные:

- воспитание бережного и ответственного отношения к миру природы,

- доброжелательного отношения к живым существам;

- воспитание отзывчивого, коммуникабельного и толерантного отношения к сверстникам.

Результат программы

Планируемые результаты 1 года обучения

Предметные:

- элементарные экологические знания об экологическом процессе;

- иметь представление о человеке как составной части природы.

Метапредметные:

- предвидеть последствия природобразующей деятельности человека;

- воображать, фантазировать, и логически мыслить.

Личностные:

- бережным и ответственным по отношению к миру природы и доброжелательным по отношению к живым существам;

Планируемые результаты 2 года обучения

Предметные:

- основные праздники календаря экологических дат;

- исчезнувшие и исчезающие виды животных;

- названия заповедников и национальных парков своего края.

Метапредметные:

- различать природные комплексы;

- объяснять взаимосвязи в природе, выполнять правила поведения в ней;

Личностные:

- бережным и ответственным по отношению к миру природы и доброжелательным по отношению к живым существам;

Особые условия проведения

без ограничений

форма обучения - очная с применением дистанционных образовательных технологий.

Материально-техническая база

Материально – техническое обеспечение: учебный кабинет, рекреация для подвижных игр, шкафы для размещения материала для педагога и детей, столы, стулья, дидактический и демонстрационный материал.

Техническое оснащение (телевизор, ноутбук, колонки).

Информационное обеспечение: видеоролики, познавательные мультфильмы, презентации.

Видео