Программа «Зеленая планета» по общеинтеллектуальному развитию разработана с целью расширения курса «Окружающий мир»
В результате расширения реализуются следующие учебные цели:
Развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи
Освоение и углубление знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального, о человеке и его месте в природе.
Воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической культуры, потребности участвовать в творческой деятельности, сохранять и укреплять своё здоровье.
Решаются следующие задачи:
- формирование понятия «экология», экологические связи, сущность и значение экологии;
- изучение растений и животных данной местности (деревьев, кустарников, травянистых растений, насекомых, птиц, зверей);
- знакомство с представителями редких организмов (грибов, растений, животных), их внешним видом, распространением, меры их охраны;
- формирование понятий «заповедники», «заказники», «микрозаказники», «национальные парки», «ботанические сады». «питомники»;
- знакомство с разнообразием живых обитателей почвы, особенности строении и образа жизни;
- формирование понятий: сеть питания, экологическая пирамида; значение знаний о пищевой сети и экологической пирамиде для охраны природы;
- изучение охраняемых растений и животных родного края;
- развитие речи, мышления, памяти;
-воспитание интереса к познанию окружающего мира
Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит освоить основы адекватного природопользования и поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет значительную роль в развитии и воспитании личности.
Формы и методы обучения:
урок-игра, урок-беседа, викторина, значительное внимание в данной программе уделяется проектной деятельности, что способствует формированию общеучебных компетентностей: информационной, коммуникативной, социальной, а также включению учащихся в активный познавательный процесс, в ходе которого ученик сам формирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность.
Проектная деятельность, реализуемая данной программой имеет ряд особенностей:
Проектная деятельность осуществляется в школе, на пришкольном участке, дома, не требуя от детей самостоятельного посещения отдаленных объектов, что связано с обеспечением безопасности обучаемых.
В большинстве случаев проекты имеют краткосрочный характер, что обусловлено психологическими и возрастными особенностями младших школьников.
Проектная деятельность носит групповой характер, что способствует формированию коммуникативных умений.
Результатами проектной деятельности являются творческая самопрезентация; изготовление поделок, рисунков с последующей выставкой работ.
В результате освоения содержания курса кружка «Зеленая планета » у детей формируются общие учебные умения, навыки и способы деятельности: личностные, коммуникативные, личностные, познавательные и регулятивные.