Финансовая грамотность 10 класс

Для учащихся 10–11 классов изучение курса финансовой грамотности имеет особое значение. В наше время многие оканчивают школу в 18 лет – в возрасте совершеннолетия. Это означает, что человеку, помимо прочего, становятся доступны права на самостоятельное осуществление любых финансовых операций. Очень важно поэтому, чтобы выпускник вступил во взрослую жизнь подготовленным к взаимодействию с различными финансовыми организациями: коммерческими банками, инвестиционными фондами, страховыми компаниями, фондовой и валютной биржами, налоговыми органами и др. Кроме того, школьники в этом возрасте непосредственно сталкиваются с различными финансовыми ситуациями и приобретают соответствующий жизненный опыт. Однако, вступая в финансовые отношения, старшеклассники могут действовать необдуманно. В своих решениях они опираются не на знания и логические обоснования принимаемого решения, а на опыт родителей, друзей, знакомых (который часто не является оптимальным) или поддаются воздействию рекламы, собственным эмоциям и спонтанным желаниям. Так действуют все: и школьники, и взрослые, если они не владеют элементарными знаниями финансовой грамотности.Данный курс имеет модульную структуру. Каждый модуль посвящён определённой финансовой теме. Связующим внутрипредметным звеном курса является деятельностная компонента – на основе выявления, анализа и оценки вариантов обоснованное принятие решения и осуществление выбора, наиболее удовлетворяющего условиям реальной финансовой задачи. Это означает, что при изучении курса старшеклассники включаются в решение практических задач, подобных тем, с которыми сталкивается каждый человек в своей повседневной жизни. В рамках реализации профильной составляющей, помимо задач такого типа, в курс включены задачи более сложного экономического содержания. Программа курса предполагает установление межпредметных связей с другими общеобразовательными предметами школьной программы. На занятиях по курсу изучается история развития и становления финансовых институтов, историческая обусловленность появления тех или иных финансовых услуг и продуктов. Финансы тесно связаны с правом, поэтому в ходе освоения курса предусматривается учебная деятельность, осуществляемая на стыке правовой и финансовой грамотности. В каждом занятии материалов для учащихся содержится рубрика «Финансовое право», имеющая практико-ориентированный характер. Для решения заданий, включённых в эту рубрику, необходимо воспользоваться нормативно-правовыми актами. Курс финансовой грамотности рассматривается и как составная часть таких предметов, как «Экономика» и «Обществознание», особенно при изучении модулей по налогам и пенсиям. Именно налоговая и пенсионная системы находятся в зависимости от политической и социальной сферы жизни общества. Во всех модулях курса отрабатываются задания, подобные тем, которые входят в Единый государственный экзамен (далее – ЕГЭ) по обществознанию (раздел «Экономика»). В рабочей тетради также представлены темы для написания учащимися мини-сочинений (эссе), оценка которых осуществляется в соответствии с критериями ЕГЭ по обществознанию. Всё это позволяет сформировать необходимые метапредметные умения для успешной сдачи экзамена. Задания, связанные по тематике с финансовой грамотностью, имеются также в ЕГЭ по математике, это делает изучение курса финансовой грамотности более актуальным именно в 11 классе. И наоборот, владение математическими знаниями и умениями позволяет человеку получить наиболее полную картину о предоставляемых финансовыми организациями услугах и самое главное – точную информацию об их реальной стоимости (в длительной перспективе). Данное обстоятельство актуализирует математические знания и делает их практически полезными для тех, кто не связывает свою профессиональную жизнь с математикой. При изучении валютного рынка, налоговых ставок и пенсионных систем различных стран также устанавливаются межпредметные связи с экономической географией. Таким образом, освоение учащимися 10–11 классов курса финансовой грамотности создаёт условия для их успешной социализации, гармоничного вхождения во взрослую жизнь современного российского общества, профориентации в экономических специальностях и более глубокого понимания современной

преподаватели

Содержание программы

Цели программы

Результат программы

Особые условия проведения

Материально-техническая база