Образование должно быть построено с учетом тенденций современного мира и образовательных трендов XXI века, где конкурентные преимущества получат те специалисты, которые не только владеют профессиональными узкопредметными навыками, но и soft skills - мягкими, гибкими навыками (навыками XXI века) или жизненными компетенциями.
Исследования американских психологов в конце XX века (Д. Гоулман, Дж. Мэйер, П. Соловей, Д. Карузо, Р. Бан-Он, Н.Холл и др.) показали миру, что логическое мышление и кругозор не является залогом будущей успешности ребенка. Гораздо важнее, чтобы ребенок имел развитый эмоциональный интеллект, а именно:
· умел распознавать и понимать свое и чужое эмоциональное состояние;
· умел регулировать свои эмоции для безопасного и продуктивного общения и взаимодействия с другими;
· был способен влиять на других, исходя из понимания ситуации и эмоционального состояния других людей;
Эмоциональный интеллект – это ключевой навык человека XXI века в условиях массовой автоматизации и роботизации. И вслед за зарубежными компаниями, многие крупнейшие российские организации уже начали развивать эмоциональный интеллект у своих сотрудников. Исходя из этого, стало актуальным развитие эмоционального интеллекта, начиная с раннего детства, как минимум, с младшего подросткового возраста.
Занятия по развитию эмоционального интеллекта помогут подросткам по мере понимания и называния своих чувств учиться понимать и чувства других. Это развивает компетентность в общении и выстраивании контактов с другими людьми, способствует обретению эффективных коммуникативных навыков, эмпатии. Когда есть такое понимание, у школьника формируется ответственность, понимание, как его действия могут влиять на других и как делать так, чтобы и ему, и окружающим было комфортно. Так дети научатся строить эффективное и безопасное общение и взаимодействие с самыми разными людьми, договариваться, решать проблемы, чтобы добиваться успехов в жизненной и профессиональной сфере.
Цель: развития эмоционального интеллекта у младших подростков
Задачи:
1. Научить распознавать свои и чужие эмоции;
2. Научить использовать свои и чужие эмоции в решении актуальных проблем и задач;
3. Развивать способность понимать причины и последствий возникновения эмоций;
4. Учить регулировать эмоциональные состояния для безопасного и продуктивного общения и взаимодействия с людьми.
Содержание:
I.Теоретические занятия (12 часов):
1. Что такое эмоциональный интеллект? Роль и значение эмоционального интеллекта для достижения успеха и благополучия в современном мире
2. Отличие эмоций от чувств и настроений
3. Уровни проявления эмоций: психические, соматические, вегетативные
4. Основные эмоции и их варианты
5. Негативные эмоции и как их пережить
II. Практические занятия (15 часов):
1. Комплекс упражнений для проживания негативных эмоций
2. Дневник эмоций: назови эмоции
3. Угадай эмоцию: практика работы со смайликами, с фото
4. Считывание эмоций с героев картин русских художников (Ф. Решетникова «Опять двойка»), «Прибыл на каникулы» и др.)
5. Практика: «Немой телевизор» (считывание эмоций с героев)
6. Практика: «Общественный транспорт» (считывание эмоций с пассажиров)
7. Упражнения: «Наперекор своему типу»
III. Тренинги (4 часов)
1. «Помоги успокоиться»
2. «Подчеркивание общности»
3. «Подчеркивание значимости»
4. «Нейробика - мультисенсорный опыт»
IV. Диагностические процедуры (3 часа)
1. Тест лицевой экспрессии
2. Диагностика уровня развития эмоционального интеллекта Н. Холла
3. Тесты Мэйера-Сэловея-Карузо
Ожидаемые результаты:
1. Умение определять и описывать свои эмоции
2. Умение распознавать чужие эмоции
3. Владение техниками проживания негативных эмоций
4. Понимание причин и последствий возникновения тех или иных эмоций;
5. Способность к регулированию своего поведения для безопасного и продуктивного общения и взаимодействия с людьми
Условия реализации программы:
Для реализации программы требуется обычные условия и стандартная материальная база для учебного процесса:
1. Техническое оснащение: компьютер, экран, проектор, электронная доска
2. Кабинет: рабочее место ученика и рабочее место учителя