Эмоциональный интеллект: «Познай себя и ты познаешь мир!»

Образование должно быть построено с учетом тенденций современного мира и образовательных трендов XXI века, где конкурентные преимущества получат те специалисты, которые не только владеют профессиональными узкопредметными навыками, но и soft skills - мягкими, гибкими навыками (навыками XXI века) или жизненными компетенциями.

Исследования американских психологов в конце XX века (Д. Гоулман, Дж. Мэйер, П. Соловей, Д. Карузо, Р. Бан-Он, Н.Холл и др.) показали миру, что логическое мышление и кругозор не является залогом будущей успешности ребенка. Гораздо важнее, чтобы ребенок имел развитый эмоциональный интеллект, а именно:

·         умел распознавать и понимать свое и чужое эмоциональное состояние;

·         умел регулировать свои эмоции для безопасного и продуктивного общения и взаимодействия с другими; 

·         был способен влиять на других, исходя из понимания ситуации и эмоционального состояния других людей;

Эмоциональный интеллект – это ключевой навык человека XXI века в условиях массовой автоматизации и роботизации. И вслед за зарубежными компаниями, многие крупнейшие российские организации уже начали развивать эмоциональный интеллект у своих сотрудников. Исходя из этого, стало актуальным развитие эмоционального интеллекта, начиная с раннего детства, как минимум, с младшего подросткового возраста.

               Занятия по развитию эмоционального интеллекта помогут подросткам по мере понимания и называния своих чувств учиться понимать и чувства других. Это развивает компетентность в общении и выстраивании контактов с другими людьми, способствует обретению эффективных коммуникативных навыков, эмпатии. Когда есть такое понимание, у школьника формируется ответственность, понимание, как его действия могут влиять на других и как делать так, чтобы и ему, и окружающим было комфортно. Так дети научатся строить эффективное и безопасное общение и взаимодействие с самыми разными людьми, договариваться, решать проблемы, чтобы добиваться успехов в жизненной и профессиональной сфере.

 Цель: развития эмоционального интеллекта у младших подростков

Задачи:

1.     Научить распознавать свои и чужие эмоции;

2.     Научить использовать свои и чужие эмоции в решении актуальных проблем и задач;

3.     Развивать способность понимать причины и последствий возникновения эмоций;

4.     Учить регулировать эмоциональные состояния для безопасного и продуктивного общения и взаимодействия с людьми.

 Содержание:

I.Теоретические занятия (12 часов):

1.     Что такое эмоциональный интеллект? Роль и значение эмоционального интеллекта для достижения успеха и благополучия в современном мире

2.     Отличие эмоций от чувств и настроений

3.     Уровни проявления эмоций: психические, соматические, вегетативные

4.     Основные эмоции и их варианты

5.     Негативные эмоции и как их пережить

II. Практические занятия (15 часов):

1.     Комплекс упражнений для проживания негативных эмоций

2.     Дневник эмоций: назови эмоции

3.     Угадай эмоцию: практика работы со смайликами, с фото

4.     Считывание эмоций с героев картин русских художников (Ф. Решетникова «Опять двойка»), «Прибыл на каникулы» и др.)

5.     Практика: «Немой телевизор» (считывание эмоций с героев)

6.     Практика: «Общественный транспорт» (считывание эмоций с пассажиров)

7.     Упражнения: «Наперекор своему типу»

III. Тренинги (4 часов)

1.      «Помоги успокоиться»

2.     «Подчеркивание общности»

3.     «Подчеркивание значимости»

4.      «Нейробика - мультисенсорный опыт»

IV. Диагностические процедуры (3 часа)

1.     Тест лицевой экспрессии

2.     Диагностика уровня развития эмоционального интеллекта Н. Холла

3.     Тесты Мэйера-Сэловея-Карузо

 Ожидаемые результаты:

1.     Умение определять и описывать свои эмоции

2.     Умение распознавать чужие эмоции

3.     Владение техниками проживания негативных эмоций

4.     Понимание причин и последствий возникновения тех или иных эмоций;

5.     Способность к регулированию своего поведения для безопасного и продуктивного общения и взаимодействия с людьми

 Условия реализации программы:

Для реализации программы требуется обычные условия и стандартная материальная база для учебного процесса:

1.     Техническое оснащение: компьютер, экран, проектор, электронная доска

2.     Кабинет: рабочее место ученика и рабочее место учителя

 

преподаватели

Содержание программы

Цели программы

Результат программы

Особые условия проведения

Материально-техническая база