В рамках данного курса старшеклассники получат полезную для себя информацию о новых мировых тенденциях в экономике, в социальной и культурной сфере, их влиянии на судьбу отдельного человека. В курсе представлен блок информации профилактического характера – об опасностях в современном мире, которые могут угрожать здоровью и благосостоянию человека, помешать достижению успеха и счастья в жизни.
Мотивом к созданию настоящей программы послужили активный интерес к этой проблеме со стороны старшеклассников и их родителей, с одной стороны, а с другой – дефицит программ в сфере школьного и дополнительного образования, способных удовлетворить индивидуальные запросы старшеклассников, соответствующие их дальнейшим планам, ориентированным на достижение успеха в жизненной и профессиональной сфере.
Курс имеет выраженную гуманистическую направленность, помогает старшеклассникам определить собственную жизненную стратегию, определиться со своей гражданской позицией, с духовно-нравственными ориентирами и приоритетами. Содержание курса направлено на то, чтобы достижений в жизни каждого из них было больше, а неприятных открытий и разочарований было меньше, а главное, чтобы молодые люди могли самостоятельно находить решения в самых разных жизненных ситуациях.
Цели курса: Обеспечить комплекс социальных, практико-ориентированных знаний и навыков, которые помогут старшеклассникам грамотно и эффективно действовать при выборе стратегии, ведущей к жизненному и профессиональному успеху.
Задачи:
1. Формирование целостного представления об особенностях и тенденциях развития современного мира
2. Обеспечение понимания природной и социальной сущности человека.
3. Развитие рефлексивных способностей личности, связанных с познанием самого себя, своих сильных и слабых сторон
4. Формирование мотивов, направленных на личностное развитие и самосовершенствование, на стратегию достижения успеха и счастья в жизни
Ожидаемые результаты:
Учебный материал содержит практические сведения, тренинговые задания и упражнения, тесты по социологии, психологии, культурологии, менеджменту, которые помогут старшеклассникам:
- «заглянуть в себя», определить свои способности и интересы, возможности их развития, глубже понять свои сильные и слабые стороны в конкретных областях и видах деятельности;
- разобраться в жизненных реалиях, в сложном мире человеческих взаимоотношений
- планировать собственную жизнь, ставить перед собой реальные жизненные задачи, знать способы их достижения
- пережить трудные моменты, преодолеть растерянность, делать обоснованные взвешенные выборы в различных жизненных ситуациях
- находить интересные и неожиданные (креативные) решения трудных задач
- сформировать веру в собственные силы.
Содержание курса
1. Жизненный путь и ценности жизни. Развитие личности.
2. Самореализация. Учитесь управлять собой.
3. Личностный капитал.
4. Социальный капитал.
5 . Успех и счастье в жизни человека.
6. Конфликты и конфликтная ситуация. Профилактика и пути разрешения конфликтов. Стратегия поведения в конфликте. Конструктивный спор.
7. Свобода среди людей. Манипулирование и мошенничество в современном мире. Ловушка секты. Стратегия порабощения.
8. Успех и лидерство. Исторические примеры (Чингис хан, Хидэёси). Примеры из современнной жизни (Ирина Хакамада, Татьяна Бакальчук)
9. Эмоциональный интеллект. Что это такое EQ и как его развивать? Как развивать в себе EQ
10. Творчество в жизни человека. Творческое мышление и креативность.
11. Практикум общения. Межличностные отношения
12. Дело жизни и сфера деятельности. Профессия. Условия успешного выбора. Классификация профессий. Как осознать собственные интересы и предпочтения? Как осознать собственные возможности. Формула успеха.
Практический материал:
1. Анализ способностей
2. Примеры выбора профессии
3. Примеры кайдзен-планирования
4. Примеры Икитай - формулы успеха
5. Примеры планирования по результатам
6. Примеры креативного решения сложных задач
7. Образцы резюме
Диагностический материал:
1. Методика диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А.Дарки (адаптация А.К. Осинского)
2. Методика склонности к фрустрации
3. Методика диагностики типа поведения в конфликте К. Томаса и Килмена
4. Методика исследования эмоционального интеллекта П. Гилмена
5. Методика измерения креативных способностей личности Торенса
Условия реализации программы:
Для реализации программы требуется обычные условия и стандартная материальная база для учебного процесса:
1. Техническое оснащение: компьютер, экран, проектор, электронная доска
2. Кабинет: рабочее место ученика и рабочее место учителя