Основы программирования в среде Scratch.


Сфера человеческой деятельности в технологическом плане в настоящее время очень быстро меняется, на смену существующим технологиям достаточно быстро приходят новые, которые специалисту вновь приходится осваивать. Задача современной школы – обеспечить вхождение обучающихся в информационное общество, научить каждого пользоваться информационно-коммуникационными технологиями. Формирование пользовательских навыков для введения компьютера в учебную деятельность должно подкрепляться самостоятельной творческой работой, личностно значимой для обучаемого. При этом необходимо создать комфортную учебно-воспитательную среду, в которой возможна наиболее полная самореализация ребёнка.
В связи с этим целесообразно с 5 класса ввести изучение новой технологической среды Scratch для обучения школьников программированию и информационным технологиям. Среда имеет дружественный пользовательский интерфейс. В ней обучающиеся в полной мере могут раскрыть свои творческие таланты, так как в Scratch можно легко создавать мультфильмы, игры, анимированные открытки, презентации, обучающие программы, тренажеры, интерактивные тесты: придумывать и реализовывать различные объекты, определять, как они выглядят в разных условиях, перемещать по экрану, устанавливать способы взаимодействия между объектами; сочинять истории, рисовать и оживлять на экране своих придуманных персонажей, осваивая при этом технологии обработки графической и звуковой информации, анимационные технологии, – мультимедийные технологии.
Scratch – это мультимедийная система. Большая часть операторов языка направлена на работу с графикой и звуком, создание анимационных и видеоэффектов. Широкие возможности манипуляции с визуальными данными развивают навыки работы с мультимедиа информацией, облегчают понимание принципов выполнения алгоритмических конструкций и отладку программ.
Scratch – это объектно-ориентированная среда, в которой блоки программ собираются из разноцветных кирпичиков команд точно так же, как машины или другие объекты собираются из разноцветных кирпичиков в конструкторах Лего. (ЛЕГО – это совершенно новые технологии в образовании.) Ориентация при работе со Scratch – ориентация на результаты образования на основе системно-деятельностного подхода, который лежит в основе концепции развития УУД, являющихся основным понятием ФГОС нового поколения и обеспечивающих способность обучающихся к саморазвитию путем сознательного и активного освоения нового социального опыта.
Scratch – практически идеальная среда для обучения моделированию – одному из наиболее универсальных методов познания действительности (познавательных УУД). Это делает Scratch незаменимым инструментом для организации проектной научно-познавательной деятельности.


преподаватели

Козлова Р.И.

Содержание программы

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
1.Знакомство со средой программирования Scratch (4 ч.)
Элементы окна среды Scratch. Объекты. Гибкость интерфейса при управлении объектами. Работа с объектами. Закладка среды «Костюмы»/«Фоны».
В результате изучения раздела обучающиеся должны
иметь представление:
-о понятиях «Объект», «Костюм», «Сцена», «Скрипт», «Проект»;
знать:
-основные приемы работы с объектами в окне среды Scratch;
-различные способы запуска скрипта или нескольких скриптов;
-технологию составления скрипта;
-технологию публикации проекта в Scratch-сообществе сети Интернет;
уметь:
-организовать индивидуальную информационную среду;
-работать с объектами среды Scratch;
-собирать и запускать скрипт;
иметь опыт:
-работы с интерфейсом среды Scratch.

2.Основы алгоритмизации. Блоки команд Scratch. Анимация (19 ч.)
Анимация с использованием команд движения и звука. Работа с несколькими объектами. (Поля, методы). Сложная анимация с двумя объектами. Блок «Сенсоры». Команды «передать», «когда я получу» блока «Контроль». Команда «Если…» блока «Контроль». Блок «Операторы». Блок «Переменные». Блок рисования «Перо». Анимирование сцены, фоновый звук.
В результате изучения раздела обучающиеся должны
иметь представление:
-о технологии параллельного программирования;
знать:
-основные приемы работы с объектами в окне среды Scratch;
-технологию размещения проекта в Scratch-сообществе сети Интернет;
уметь:
-владеть блочной организацией операторов языка программирования Scratch, «специализацией» блоков;
-владеть основными алгоритмическими конструкциями: линейной, разветвляющейся, циклической;
-владеть основными способами создания программ с объектами;
-моделировать действия, процессы, явления;
-корректировать модель, проект;
-тестировать, отлаживать программы;
-использовать программы обработки звука для решения учебных задач;
-организовывать процесс передачи сообщений между объектами;
-использовать технологию параллельного программирования;
-создавать анимации с помощью смены костюмов, перемещения объектов;
-создавать интерактивную анимацию с помощью блока команд «Сенсоры»;
-взаимствовать и развивать идеи Scratch-сообщества в Интернете, размещать свои проекты;
иметь опыт:
-работы с текстовой, графической и звуковой информацией;

3.Итоговый проект (9 ч.)
Подготовительный и организационный этап проектной деятельности. Осуществление проекта. Защита проекта. Презентация проекта и рефлексия
В результате изучения раздела обучающиеся должны
иметь представление:
-о проектной деятельности;
знать:
-основные конструкции языка программирования Scratch;
-приемы работы в среде программирования Scratch, текстовых, графических, звуковых редакторах, браузерах;
-об авторских правах;
уметь:
осуществлять перенос знаний, умений в новую ситуацию для решения неформализованных задач;
планировать, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
ставить цели, определять конечный результат деятельности;
составлять план деятельности;
выделять основные виды информации, возникающие в процессе решения задачи;
выделять все объекты предстоящего проекта, их свойства и взаимодействия;
выделять отдельные подзадачи и последовательность их выполнения;
устанавливать причинно-следственные связи;
формулировать проблему и самостоятельно создавать способы ее решения;
выражать свою мысль;
осуществлять поиск объектов проекта в Интернете, передавать нформацию по телекоммуникационным каналам, соблюдая соответствующие нормы и этикет;
работать в группе, слушать и слышать других, сотрудничать в поиске информации;
иметь опыт:
выбора соответствующего средства информационных технологий для решения поставленной задачи;
решения задач из разных предметных областей и сфер человеческой деятельности с применением различных средств информационных технологий;
 профессионально определяться при выборе ролей по виду деятельности (программист, сценарист, художник, генератор идей, звукооператор,..) в группе;
определять наиболее рациональную последовательность действий по индивидуальному или коллективному выполнению учебной задачи;
принимать и реализовывать решения;
иметь собственную точку зрения, уметь отстаивать ее;
работы в открытом образовательном пространстве - Scratch-сообществе в сети Интернет.

4.Резерв времени (2 ч.)

Цели программы

Цели, на достижение которых направлено изучение курса, определены исходя из целей общего образования, сформулированных в ФГОС нового поколения. Они учитывают необходимость всестороннего развития личности учащихся, освоения знаний, овладения необходимыми учениями, развития познавательных интересов и творческих способностей, воспитания черт личности, ценных для каждого человека и общества в целом.

Результат программы

Сформулированные цели реализуются через образовательные результаты, которые структурированы по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности. Результаты включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты. Особенность курса заключается в том, что многие предметные знания и способы деятельности имеют значимость для других предметных областей и для формирования качеств личности, то есть становятся метапредметными и личностными. Образовательные результаты сформулированы в деятельностной форме.
Предметные образовательные результаты:
1.решение задач из разных сфер человеческой деятельности с применением средств информационных технологий;
2.выбор соответствующего средства информационных технологий для решения поставленной задачи;
3.овладение умениями создания эстетически значимых объектов с помощью возможностей средств информационных технологий (графических, цветовых, звуковых, анимационных);
4.освоение основных конструкций языка программирования Scratch;
5.овладение навыками использования широко распространенных технических средств информационных технологий для решения различных задач (компьютер, сканер, принтер, мультимедийный проектор и др.);
6.соблюдение требований безопасности и гигиены в работе с компьютером и другими средствами информационных технологий;
7.выбор источников информации, необходимых для решения задачи (средства массовой информации, электронные базы данных, информационно-телекоммуникационные системы, сеть Интернет и др.);
8.оценка информации, в том числе получаемой из средств массовой информации, свидетельств очевидцев, интервью;
9.приобретение опыта создания и преобразования информации различного вида, в том числе, с помощью компьютера;
10.выбор программных средств, предназначенных для работы с информацией данного вида и адекватных поставленной задаче;
11.создание и редактирование рисунков в графическом редакторе;
12.построение информационных моделей из различных предметных областей с использованием типовых средств;
13.оценка адекватности построенной модели объекту-оригиналу и целям моделирования;
14.осуществление компьютерного эксперимента для изучения построенных моделей;
15.использование основных алгоритмических конструкций, простых величин для построения алгоритма, проверка его правильности, нахождение и исправление типовых ошибок;
16.оценка числовых параметров информационных процессов (объема памяти, необходимого для хранения информации; скорости передачи и пр.);
17.умение работать с описаниями программы и сервисами;
18.приобретение опыта использования информационных ресурсов общества и электронных средств связи в учебной и практической деятельности;
19.умение отличать корректную аргументацию от некорректной;
20.использование ссылок и цитирование источников информации, анализ и сопоставление различных источников;
21.выявление проблем жизнедеятельности человека в условиях информационной цивилизации и оценка предлагаемых путей их разрешения, умение пользоваться ими для планирования собственной деятельности;
22.овладение навыками использования основных средств телекоммуникаций, формирования запроса на поиск информации в Интернете с помощью программ навигации (браузеров) и поисковых программ, осуществления передачи информации по электронной почте и др.;
23.соблюдение культуры поведения в сети Интернет и безопасности;
24.приобретение опыта создания и преобразования информации различного вида, в том числе с помощью компьютера или других средств информатизации;
25.следование нормам жизни и труда в условиях информационной цивилизации.

Особые условия проведения

нет

Материально-техническая база

Кабинет информатики.

Компьютеры.

Столы

Стулья.