Тема 1. Вводное занятие.
Ознакомление с программой и режимом работы на втором году занятий. Организационные вопросы. Правила техники безопасности.
Тема 2. Крестьянский двор-усадьба. Изображения, описания. Типы дворов: «брус», «кошель», «глаголь»
Особенности и различия типов крестьянских дворов-усадеб. Характерные приемы постройки домов, интерьеры. Устройство подсобных помещений. Дом Ошевнева из деревни Ошевнево (Кижи), дом Третьякова из деревни Гарь, дом Елизарова из деревни Середка. Просмотр репродукций, слайдов, диафильмов, видеоматериалов, мультимедийных интерактивных программ.
Тема 3. Выбор объекта макетирования. Выполнение плана-чертежа. Масштабы.
Выбор всем кружком наиболее понравившегося дома для дальнейшего макетирования. Изучение планов, чертежей, обмеров крестьянских домов-усадеб. Масштабы. Учет масштабов при изготовлении макета.
Практическая работа. Выполнение плана макета. Чертеж главного и бокового фасада. Использование масштаба уменьшения.
Тема 4. Изготовление макета. Материалы, инструменты.
Древесина: породы, твердость, влажность. Инструменты и оборудование. Виды клеев. Приемы работы, стамески, косой нож, рубанок.
Практическая работа. Изготовление венцов – вязка «в обло». Разделение по объектам труда (крыльцо, стены, крыша). Сборка макета. Отделка готового макета.
Тема 5. Рубленый мост «на ряжах». Сторожевые башни-вежи. Часовни. Амбары. Ветряные мельницы. Графические изображения, описания. Особенности устройства.
Бревенчатые мосты на рубленых ряжах, заполненных камнями. Мостовой ряж – пятигранный или шестигранный сруб с продольными и поперечными стенами-перерубами. Они образуют трехгранные карманы, в которые уложены камни. Мост в деревне Гарь, Овчинконец.
Сторожевые башни-вежи: назначение, устройство.
Часовни: в деревне Корба (Кижский погост), в деревнях Волкостров, Лазаревскя. Гульбище вокруг часовен.
Амбары: с рундуками над входом, с боковыми свесами на резных столбах, с галереями. Села Архангелы, Иховалжа, Пелдужи. Двухэтажный амбар в деревне Аксиньино.
Ветряные мельницы: столбовки и шатровки. Особенности и отличия. Деревни Щелково, Волкостров.
Тема 6. Выбор объекта для макетирования. Работа по группам и индивидуально. Создание плана, чертежа. Три вида проекций.
Выбор наиболее интересного объекта для групповой и индивидуальной работы. Три вида проекции.
Практическая работа. Выполнение плана и чертежа (три вида проекций) будущего макета. Работа чертежными инструментами.
Тема 7. Изготовление макета. Работа по группам и индивидуально.
Практическая работа. Заготовка «бревнышек» для макета, подгонка венцов, сборка, отделка.
Тема 8. Церковный деревянный ансамбль. Типы церквей. Особенности архитектуры.
Ансамбль Кижского погоста. История создания соборов, история реставрации. Преображенская церковь. Покровская церковь (Кижи). Успенская церковь (Кондопога). Просмотр репродукций, кино- и видеофильмов, слайдов. Типы деревянных церквей: клетьевые, шатровые, ярусные, многоглавные. Их отличия. Особенности архитектуры: бочка, алтарный прируб, восьмерик на четверике, иконостас, кокошник, фронтонный пояс, ярус.
Практическая работа. Рисование по образцам элементов деревянной архитектуры.
Тема 9. Выбор объекта для макетирования. Выполнение плана, чертежа.
Коллективный выбор объекта для макетирования. Обсуждение плана работы с учетом особенностей архитектуры.
Практическая работа. Выполнение плана макета в натуральную величину (с учетом масштаба). Выполнение чертежей главного и боковых фасадов. Элементы строительного черчения. Обозначение размеров для выполнения макета.
Тема 10. Выполнение макета. Работа всего кружка.
Практическая работа. Заготовка необходимого материала. Разметка. Вязка отдельных элементов собора. Подгонка. Сборка рубленых частей макета. Изготовление деревянных маковок для церквей. Монтаж рубленой части, кровли, маковок. Изготовление декора (кресты, фронтонный пояс, кокошники и т.д.). оснащение макета декором. Окончательная отделка.
Тема 11. Заключительное занятие.
Подведение итогов работы кружка за два года. Обсуждение успехов и неудач. Выводы. Организация выставки макетов деревянного зодчества в школе.
Программа реализуется с применением дистанционных технологий.