Детский вокальный ансамбль "Звёздочки"

В МОУ «Михайловская СОШ» образовался детский вокальный коллектив «Звёздочки», в которой занимаются учащиеся 1-4 классов в возрасте от 7 до 11 лет. Особенность программы  в том, что она разработана для учащихся, имеющих средний и низкий уровень исполнительских возможностей и большое желание научиться петь красиво.

В данных условиях программа детского вокального ансамбля «Звёздочки» это механизм, который определяет содержание обучения вокалу школьников, методы работы учителя по формированию и развитию вокальных умений и навыков. Новизна программы в том, что в ней представлена структура индивидуального педагогического воздействия на формирование певческих навыков обучающихся последовательности, сопровождающая систему практических занятий.

преподаватели

Немерова Оксана Сергеевна

Содержание программы

Содержание программы

Первый года обучения

Тема I. Пение как вид музыкальной деятельности.

1.1. Понятие о сольном и ансамблевом пении. Пение как вид музыкально-исполнительской деятельности. Общее понятие о солистах, вокальных ансамблях (дуэте, трио, квартете, квинтете, сикстете, октете), хоровом пении. Организация занятий с певцами-солистами и вокальным ансамблем. Правила набора голосов в партии ансамбля. Понятие об ансамблевом пении. Разновидности ансамбля как музыкальной категории (общий, частный, динамический, тембровый, дикционный). Ансамбль в одноголосном и многоголосном изложении.

1.2. Диагностика. Прослушивание детских голосов Предварительное ознакомление с голосовыми и музыкальными данными учеников.. Объяснение целей и задач вокальной студии. Строение голосового аппарата, техника безопасности, включающая в себя профилактику перегрузки и заболевания голосовых связок.

1.3. Строение голосового аппарата. Основные компоненты системы голосообразования: дыхательный аппарат, гортань и голосовые связки, артикуляционный аппарат. Формирование звуков речи и пения – гласных и согласных. Функционирование гортани, работа диафрагмы. Работа артикуляционного аппарата. Верхние и нижние резонаторы. Регистровое строение голоса.

1.4. Правила охраны детского голоса. Характеристика детских голосов и возрастные особенности состояния голосового аппарата. Мутация голоса. Предмутационный, мутационный и постмутационный периоды развития голоса у девочек и мальчиков. Нарушения правил охраны детского голоса: форсированное пение; несоблюдение возрастного диапазона и завышенный вокальный репертуар; неправильная техника пения (использование приёмов, недоступных по физиологическим возможностям детям определённого возраста), большая продолжительность занятий, ускоренные сроки разучивания новых произведений, пение в неподходящих помещениях.

1.5. Вокально-певческая установка. Понятие о певческой установке. Правильное положение корпуса, шеи и головы. Пение в положении «стоя» и «сидя». Мимика лица при пении. Положение рук и ног в процессе пения. Система в выработке навыка певческой установки и постоянного контроля за ней.

1.6. Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой.

Тренировка легочной ткани, диафрагмы («дыхательный мускул»), мышц гортани и носоглотки. Упражнения: «Ладошки», «Погончики», «Маленький маятник», «Кошечка», «Насос», «Обними плечи», «Большой маятник».

Тема II. Формирование детского голоса.

2.1. Звукообразование. Образование голоса в гортани; атака звука (твёрдая, мягкая, придыхательная); движение звучащей струи воздуха; образование тембра. Интонирование. Типы звуковедения: 1еgаtо и non 1еgаtо. Понятие кантиленного пения. Слуховой контроль за звукообразованием.

2.2. Певческое дыхание. Основные типы дыхания: ключичный, брюшной, грудной, смешанный (косто-абдоминальный). Координация дыхания и звукообразования. Правила дыхания – вдоха, выдоха, удерживания дыхания. Вдыхательная установка, «зевок». Воспитание чувства «опоры звука» на дыхании. Пение упражнений: на crescendo и diminuendo с паузами; специальные упражнения, формирующие певческое дыхание.

2.3. Дикция и артикуляция. Понятие о дикции и артикуляции. Положение языка и челюстей при пении; раскрытие рта. Соотношение положения гортани и артикуляционных движений голосового аппарата. Развитие навыка резонирования звука. Формирование высокой певческой форманты. Соотношение дикционной чёткости с качеством звучания. Формирование гласных и согласных звуков. Правила орфоэпии.

2.4. Речевые игры и упражнения  Развитие чувства ритма, дикции, артикуляцию, динамических оттенков. Знакомство с музыкальными формами. Учить детей при исполнении упражнения сопровождать его выразительностью, мимикой, жестами. Раскрытие в детях творческого воображения фантазии, доставление радости и удовольствия.

2.5. Комплекс вокальных упражнений для развития певческого голоса. Концентрический метод обучения пению. Его основные положения. Упражнения на укрепление примарной зоны звучания детского голоса; выравнивание звуков в сторону их «округления»; пение в нюансе mf для избежания форсирования звука.

Фонетический метод обучения пению. Основные положения. Упражнения на сочетание различных слогов-фонем. Усиление резонирования звука. Метод аналитического показа с ответным подражанием услышанному образцу. Унисонные упражнения. Пение упражнений с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента.

Упражнения первого уровня формирование певческих навыков: мягкой атаки звука; звуковедение 1еgаtо при постепенном выравнивании гласных звуков; свободного движения артикуляционного аппарата; естественного вдоха и постепенного удлинения дыхания.

Тема III. Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение песен

3.1. Работа песней. Разучивание детских песни, её особенностей: слоговой распевности, своеобразия ладовой окрашенности, ритма и исполнительского стиля в зависимости от жанра песни. Освоение своеобразия  поэтического языка. Освоение средств исполнительской выразительности в соответствии с жанрами изучаемых песен. Пение оригинальных  песен под фонограмму минусовку сольно и вокальным ансамблем.

3.2. Работа с солистами. Устранение неравномерности развития голосового аппарата и голосовой функции, развитие интонационного эмоционального и звуковысотного слуха, способности эмоционального и звуковысотного интонирования, освоение элементов музыки.

Тема IV. Сценическое движение, театрализация песни.

Работа над сценическим движением,  создание игровых и театрализованных моментов для создания образа песни

Тема V. Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры.

5.1. Прослушивание аудио- и видеозаписей. Формирование вокального слуха учащихся, их способности слышать достоинства и недостатки звучания голоса; анализировать качество пения, как профессиональных исполнителей, так и своей группы (а также  индивидуальное собственное исполнение). Обсуждение, анализ и умозаключение в ходе прослушивания аудио- и видеозаписей.

Тема VI. Концертная деятельность. Выступление солистов и группы

В связи с целями и задачами, поставленными на данный учебный год, а также с характером творческих мероприятий и конкурсов, содержание тематического планирования может видоизменяться.

Второй года обучения

 

Тема I. Пение как вид музыкальной деятельности.

1.1. Закрепление навыков певческой установки. Специальные упражнения, закрепляющие навыки певческой установки. Пение в положении «сидя» и «стоя». Положение ног и рук при пении. Контроль за певческой установкой в процессе пения.

1.2. Певческая установка в различных ситуациях сценического действия. Певческая установка и пластические движения: правила и соотношение. Пение с пластическими движениями в положении «сидя» и «стоя». Максимальное сохранение певческой установки при хореографических движениях (элементах) в медленных и средних темпах. Соотношение пения с мимикой лица и пантомимой.

 1.3  Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой.

Тренировка легочной ткани, диафрагмы («дыхательный мускул»), мышц гортани и носоглотки. Упражнения: «Ладошки», «Погончики», «Маленький маятник», «Кошечка», «Насос», «Обними плечи», «Большой маятник».

 

 

Тема II. Совершенствование вокальных навыков.

2.1. Пение с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента. Работа над чистотой интонирования в произведениях с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента (фортепиано, баян, аккордеон, гитара). Работа над развитием вокального, мелодического и гармонического слуха. Слуховой контроль над интонированием. Специальные приёмы работы над навыками мелодического и гармонического строя при пении.

2.2. Комплекс вокальных упражнений по закреплению певческих навыков у учащихся. Концентрический и фонетический метод обучения пению в процессе закрепления певческих навыков у учащихся. Работа по усилению резонирования звука при условии исключения форсирования звука. Метод аналитического показа с ответным подражанием услышанному образцу. Упражнения второго уровня  закрепление певческих навыков у детей: мягкой атаки звука; звуковедение legato и non legato при постоянном выравнивании гласных звуков в сторону их «округления»; свободное движение артикуляционного аппарата; естественного входа и постепенного удлинения выдоха – в сочетании с элементарными пластическими движениями и мимикой лица.

2.3. Развитие артикуляционного аппарата. Формирование гласных и согласных звуков в пении и речи. Закрепление навыка резонирования звука. Скороговорки в пении и речи – их соотношение. Соотношение работы артикуляционного аппарата с мимикой и пантомимикой при условии свободы движений артикуляционных органов. Формирование высокой и низкой певческой форманты.

2.4. Речевые игры и упражнения. Развитие чувства ритма, дикции, артикуляции, динамических оттенков. Учить детей при исполнении упражнения сопровождать его выразительностью, мимикой, жестами. Раскрытие в детях творческого воображения фантазии, доставление радости и удовольствия.

2.5. Укрепление дыхательных функций в пении. Упражнения, тренирующие дозирование «вдоха» и удлинённого выдоха. Воспитание чувства «опоры» звука на дыхании в процессе пения. Специальные дыхательные упражнения (шумовые и озвученные). Пение с паузами и формированием звука.

 

Тема III. Работа над певческим репертуаром.

3.1. Работа над чистотой интонации и певческими навыками в песне. Пение соло и в ансамбле. Работа над выразительностью поэтического текста (в речи и пении). Исполнение  песни в сочетании с пластическими движениями и элементами актерской игры в сопровождении музыкальных инструментов и фонограммы минус.

Пение в сочетании с пластическими движениями и элементами актерской игры.

3.2. Работа с солистами. Развитие показателей певческого голосообразования как осознанного умения произвольно включать отдельные элементы эстрадного певческого тона, осознанно удерживать их на музыкальном материале, соответствующем возрасту. Освоение музыкальной грамоты.

 

Тема IV. Элементы хореографии. Разучивание движений для передачи образа песни.

 

Тема V. Формирование музыкальной культуры и художественного вкуса.

5.1. Прослушивание аудио- и просмотр видеозаписей концертов профес-сиональных певцов. Формирование вокального слуха учащихся, их способностей слышать и анализировать качественные характеристики голоса профессиональных певцов и своей группы (индивидуальное и ансамблевое исполнение). Обсуждение и анализ сценического поведения и актёрского мастерства при создании художественного образа профессиональными артистами.

Тема VI. Концертная деятельность. Выступление солистов и группы

 

В связи с целями и задачами, поставленными на данный учебный год, а также с характером творческих мероприятий и конкурсов, содержание тематического планирования может видоизменяться.

Цели программы

Формировать у учащихся устойчивый интерес к пению и исполнительские вокальные данные через музыкально-творческую деятельность, приобщить их к сокровищнице вокально-песенного искусства

Результат программы

Задачи:

Образовательные

ü    развить музыкальный слух, чувство ритма, певческий голос, музыкальную память, способность сопереживать, творческое воображение;

ü    помочь учащимся овладеть практическими умениями и навыками в вокальной деятельности;

Развивающие

ü    расширить знания обучающихся о музыкальной грамоте и искусстве вокала, особенностях музыкального языка;

Воспитательные

ü    на основе изучения национальных песен, народных песен, детских песен, русского романса, современных эстрадных песен

Задачи:

Образовательные

ü    развить музыкальный слух, чувство ритма, певческий голос, музыкальную память, способность сопереживать, творческое воображение;

ü    помочь учащимся овладеть практическими умениями и навыками в вокальной деятельности;

Развивающие

ü    расширить знания обучающихся о музыкальной грамоте и искусстве вокала, особенностях музыкального языка;

Воспитательные

ü    на основе изучения национальных песен, народных песен, детских песен, русского романса, современных эстрадных песен и прочего расширить знания ребят об истории Родины, её певческой культуре;

ü    воспитывать и прививать любовь и уважение к духовному наследию, пониманию и уважению певческих традиций;

ü    сформировать потребности в общении с вокальной музыкой;

ü    создать атмосферу радости, значимости, увлечённости, успешности каждого члена студии.

Реализация задач осуществляется через сольное и ансамблевое пение, пластическое интонирование, движения под музыку.

Программа предусматривает межпредметные связи с музыкой, культурой, литературой, фольклором, сценическим искусством, ритмикой.

и прочего расширить знания ребят об истории Родины, её певческой культуре;

ü    воспитывать и прививать любовь и уважение к духовному наследию, пониманию и уважению певческих традиций;

ü    сформировать потребности в общении с вокальной музыкой;

ü    создать атмосферу радости, значимости, увлечённости, успешности каждого члена студии.

Реализация задач осуществляется через сольное и ансамблевое пение, пластическое интонирование, движения под музыку.

Программа предусматривает межпредметные связи с музыкой, культурой, литературой, фольклором, сценическим искусством, ритмикой.

Особые условия проведения

Условия реализации программы

Содержание программы предполагается реализовать в объёме 68 часов за  2 года (34 часа в год). Занятия в вокальной студии  проходят по группам (ансамблям) и индивидуально. Каждая возрастная группа  занимается  1 раз в неделю по 1 часу (занятия проводятся в соответствии с постановлением о «Введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов САНПиН 2.4.4.1251-03»: учебный час равен 40 минутам.). Возможны и индивидуальные занятия, которые проходят в часы репетиций. Репертуарный план составляется в соответствии с запросами и возможностями детей (детские песни различного характера и жанров, фольклор Забайкалья, песни к праздникам и памятным датам).

Классный руководитель заинтересован иметь среди своих учеников поющих детей, которые могут выступать на родительских собраниях, классных праздниках, концертах и конкурсах школы. Очень важно, что дети становятся единомышленниками, которых объединяет общее увлечение, совместные концерты, праздники, что способствует становлению положительных личностных качеств, решению дисциплины, развитию стремления вместе достигать желаемого результата.

Успехи реализации программы возможны если:

ü    теоретическая и практическая часть программы выполнены на 100%;

ü    учтены возрастные особенности обучающихся и мотивация их деятельности;

ü    используется методика постановки детского певческого голоса (дыхание, певческая установка, атака звука, звуковедение),  фонотека записей (с голосом и минус 1) и т.д.

ü    есть необходимые технические средства и информационные ресурсы, отвечающие требованиям учебного процесса такие как: ПК с выходом в Интернет и программой, позволяющей записывать и прослушивать звучание голоса, мультимедийный проектор, микрофоны, СД проигрыватель; фортепиано или синтезатор

Материально-техническая база

ü    есть необходимые технические средства и информационные ресурсы, отвечающие требованиям учебного процесса такие как: ПК с выходом в Интернет и программой, позволяющей записывать и прослушивать звучание голоса, мультимедийный проектор, микрофоны, СД проигрыватель; фортепиано или синтезатор.