Театральный кружок «Факел»

Программа рассчитана на 3 года. Изучению программы кружка выделяется 202 часа ( из расчёта 2 раза в неделю) : 1-й год обучения-66 часов, 2-й, 3-й годы обучения- по 68 часов.
70% содержания планирования направлено на активную двигательную деятельность учащихся. Это: репетиции, показ спектаклей, подготовка костюмов, посещение театров. Остальное время распределено на проведение тематических бесед, заучивание текстов, репетиции.
Занятия театрального кружка состоят из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает краткие сведения о развитии театрального искусства, цикл познавательных бесед о жизни и творчестве великих мастеров театра, беседы о красоте вокруг нас, профессиональной ориентации школьников. Практическая часть работы направлена на получение навыков актерского мастерства.


Ценностные ориентиры содержания кружка:
Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
Искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и др.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества.
Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Программа строится на следующих концептуальных принципах:
Принцип успеха Каждый ребенок должен чувствовать успех в какой-либо сфере деятельности. Это ведет к формированию позитивной «Я-концепции» и признанию себя как уникальной составляющей окружающего мира.
Принцип динамики. Предоставить ребёнку возможность активного поиска и освоения объектов интереса, собственного места в творческой деятельности, заниматься тем, что нравиться.
Принцип демократии. Добровольная ориентация на получение знаний конкретно выбранной деятельности; обсуждение выбора совместной деятельности в коллективе на предстоящий учебный год.
Принцип доступности. Обучение и воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных возможностей подростков, без интеллектуальных, физических и моральных перегрузок.
Принцип наглядности. В учебной деятельности используются разнообразные иллюстрации, видеокассеты, аудиокассеты, грамзаписи.
Принцип систематичности и последовательности. Систематичность и последовательность осуществляется как в проведении занятий, так в самостоятельной работе воспитанников. Этот принцип позволяет за меньшее время добиться больших результатов.
Методы обучения:
1. Индивидуальный.
2. Групповой.
3. Практический.
4. Наглядный.
Формы проведения занятий:
1. Беседы.
2. Встреча со зрителем, выступление со спектаклем перед родителями или учащимися.
3. Упражнения на развитие воображения, выразительности жеста, речи, внимания, мышления, памяти.
4. Дикционные упражнения.
5. Чтение произведения учителем, обсуждение характеров героев, определение темы, идеи, распределение ролей.
6. Чтение пьесы по ролям.
7. Репетиции, прогоны спектакля.
8. Работа над внешним оформлением спектакля.
9. Изготовление декораций, костюмов.
Наряду с занятиями в школе обязательным является просмотр видеофильмов, слайдов, прослушивание музыки; игры и упражнения из театральной педагогики, сюжетно-ролевые игры, конкурсы и викторины; работа с подручными материалами и изготовление бутафории. Большая роль в формировании способностей школьников отводится регулярному тренингу, который предполагает широкое использование элемента игры. Его задача – пробудить творческую фантазию и непроизвольность приспособления к сценической условности. На каждом занятии проходят репетиции определенных театральных пьес по специально разработанной учебной программе.

Педагоги

Руководитель театрального кружка учитель русского языка и литературы Сардарян О.Г.

Содержание программы


Программа строится на следующих концептуальных принципах:
Принцип успеха Каждый ребенок должен чувствовать успех в какой-либо сфере деятельности. Это ведет к формированию позитивной «Я-концепции» и признанию себя как уникальной составляющей окружающего мира.
Принцип динамики. Предоставить ребёнку возможность активного поиска и освоения объектов интереса, собственного места в творческой деятельности, заниматься тем, что нравиться.
Принцип демократии. Добровольная ориентация на получение знаний конкретно выбранной деятельности; обсуждение выбора совместной деятельности в коллективе на предстоящий учебный год.
Принцип доступности. Обучение и воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных возможностей подростков, без интеллектуальных, физических и моральных перегрузок.
Принцип наглядности. В учебной деятельности используются разнообразные иллюстрации, видеокассеты, аудиокассеты, грамзаписи.
Принцип систематичности и последовательности. Систематичность и последовательность осуществляется как в проведении занятий, так в самостоятельной работе воспитанников. Этот принцип позволяет за меньшее время добиться больших результатов.
Методы обучения:
1. Индивидуальный.
2. Групповой.
3. Практический.
4. Наглядный.
Формы проведения занятий:
1. Беседы.
2. Встреча со зрителем, выступление со спектаклем перед родителями или учащимися.
3. Упражнения на развитие воображения, выразительности жеста, речи, внимания, мышления, памяти.
4. Дикционные упражнения.
5. Чтение произведения учителем, обсуждение характеров героев, определение темы, идеи, распределение ролей.
6. Чтение пьесы по ролям.
7. Репетиции, прогоны спектакля.
8. Работа над внешним оформлением спектакля.
9. Изготовление декораций, костюмов.
Наряду с занятиями в школе обязательным является просмотр видеофильмов, слайдов, прослушивание музыки; игры и упражнения из театральной педагогики, сюжетно-ролевые игры, конкурсы и викторины; работа с подручными материалами и изготовление бутафории. Большая роль в формировании способностей школьников отводится регулярному тренингу, который предполагает широкое использование элемента игры. Его задача – пробудить творческую фантазию и непроизвольность приспособления к сценической условности. На каждом занятии проходят репетиции определенных театральных пьес по специально разработанной учебной программе.
Формы контроля:
Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля:
текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;
промежуточный – праздники, соревнования, занятия-зачеты, конкурсы ;
итоговый – открытые занятия, спектакли.
Театр как искусство многомерное, многоликое и синтетическое способен помочь ребенку раздвинуть привычные рамки в постижении мира, окружить его добром, увлечь желанием делиться своими мыслями и научить слушать других, направить к развитию через творчество . Особенности театрального искусства – массовость, зрелищность, синтетичность – предполагают ряд богатых возможностей, как в развивающе-эстетическом воспитании обучающихся, так и в организации их досуга. Театр - симбиоз многих искусств, вступающих во взаимодействие друг с другом. Поэтому занятия в театральном коллективе сочетаются с занятиями танцем, музыкой, изобразительным искусством и прикладными ремеслами, созданием декораций, сценических костюмов.
Программа включает следующие разделы:
1. Oсновы актерского мастерства
2. Cценическая речь и пение
3. Этика и этикет
4. Пластика и танец
5. Cоздание декораций
6. Cоздание сценических костюмов
7. Pазвитие воображения и творческих способностей
8. Mультипликация
5. Работа над спектаклем, показ спектакля
Особенность данной программы состоит в том, что школьник погружается в занятия театральным творчеством естественно, без принуждения, он попадает в мир музыки, слова, литературы, живописи, хореографии и т.д., при этом рождается сотворчество, так как театр – это коллективный вид творчества.

Цели программы

Цели программы: развитие творческих способностей воспитанников через искусство художественного слова, театрализацию, концертную деятельность.

Результат программы

Планируемые результаты изучения курса.
Личностные результаты:
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
уважение к истории и культуре всех народов Земли на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
расширение сферы социально-нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности;
способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки .
Метапредметные результаты:
способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) социальной действительности и внутренней жизни человека;
умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе (селе) и др.);
Предметные результаты:
владение базовым понятийным аппаратом , необходимым для получения дальнейшего образования в области естественно-научных и социально-гуманитарных дисциплин;
Личностные универсальные учебные действия
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Материально-техническая база

Актовый зал 
Аудио аппаратура
Видео аппаратура
Компьютер
Театральные декорации

Сценические костюмы 

Театральный грим