Кружок рукоделия «Хозяюшка»

Обучение школьников строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, информации, объектов природной и социальной среды.

 

Выбор направления обучения учащихся не должен проводиться по половому признаку, а должен исходить из образовательных потребностей и интересов учащихся.

 

Независимо от вида изучаемых технологий содержанием примерной программы предусматривается освоение материала по следующим сквозным образовательным линиям:

  • технологическая культура производства;
  • распространенные технологии современного производства;
  • культура, национальные особенности жизни людей региона, традиции; эргономика и эстетика труда;
  • получение, обработка, хранение и использование технической и технологической информации;
  • основы черчения, графики, дизайна;
  • знакомство с миром профессий, выбор учащимися жизненных, профессиональных планов;
  • методы технической, творческой, проектной деятельности;
  • история, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники.

В процессе обучения учащиеся:

познакомятся:

  • с предметами потребления, материальным изделием или нематериальной услугой, дизайном, проектом, конструкцией;
  • с механизацией труда; технологической культурой производства;
  • с функциональными характеристиками предметов труда и технологий; экономией сырья, энергии, труда;
  • с экологичностью технологий производства;
  • с экологическими требованиями к технологиям производства (безотходные технологии, утилизация и рациональное использование отходов);
  • с понятием о научной организации труда, средствах и методах обеспечения безопасности труда;
  • культурой труда; технологической дисциплиной; этикой общения на производстве;
  • с видами декоративно-прикладного творчества и их историческое наследие в контексте региональной и этнографической культурой, художественной системой культурных традиций Кузбасса.

 

овладеют:

  • навыками созидательной, преобразующей, творческой деятельности;
  • навыками чтения и составления технологической документации, выбора, моделирования, конструирования, выполнения работ декоративно-прикладного характера, проектирования объекта труда и технологии;
  • основными методами и средствами преобразования и использования материалов, энергии и информации, объектов социальной и природной среды;
  • умением распознавать и оценивать свойства конструкционных и природных поделочных материалов;
  • умением ориентироваться в назначении, применении ручных инструментов и приспособлений;
  • навыками подготовки, организации и планирования трудовой деятельности на рабочем месте; соблюдения культуры труда;
  • навыками организации рабочего места.

 

 

 

Форма обучения - очная с применением дистанционных образовательных технологий.

преподаватели

Занятия проводит профильный преподаватель, учитель технологии школы.

Содержание программы

1 Аппликация 

1.1 Виды аппликаций. Техника безопасности.

Выполнение аппликации обмёточным швом. 

1.2 Выполнение аппликации петельным швом. 

1.3 Выполнение объёмной аппликации. 

1.4 Подготовка швейной машины к работе.

Работа на швейной машине. 

1.5 Виды машинных строчек.

Работа на швейной машине. 

1.6 Закрепление деталей.

Выполнение машинной аппликации. 

1.7 Отделка тесьмой.

Настрачивание. 

1.8 Влажно-тепловая обработка.

Окончательная доработка изделия. 

1.9 Исследовательская и проектная деятельность 

 

2 Мягкая игрушка.

2.1 Виды мягких игрушек. Материалы и инструменты для работы. Техника безопасности.

Поиск нужной игрушки. 

2.2 Подбор выкроек и деталей оформления.

Перевод выкроек. 

2.3 Технология раскроя.

Раскрой на ткани. 

2.4 Виды соединения деталей. 

2.5 Сборка деталей.

Материалы для набивки. 

2.6 Оформление игрушки.

Окончательная доработка. 

2.7 Исследовательская и проектная деятельность 

 

3 Виды лоскутных технологий 

3.1 Знакомство с техникой пэчворк 

3.2 Знакомство с техникой квилт 

3.3 Обратная аппликация 

3.4 Перевод рисунка 

3.5 Простёгивание. Влажно-тепловая обработка.

3.6 Экскурсия в художественный музей. Обсуждение работ. 

3.7 Исследовательская и проектная деятельность 

Цели программы

• формирование представлений о технологической культуре производства, практических навыков в сфере декоративно-прикладного искусства;

• развитие творческих способностей и культуры труда подрастающих поколений;

• становление системы технических и технологических знаний и умений;

• воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств личности.

 

Задачами курса являются:

• сформировать у учащихся необходимые в повседневной жизни базовые приемы ручного и механизированного труда с использованием распространенных инструментов, механизмов и машин;

• овладеть способами управления отдельными видами распространенной в быту техники, необходимой в обыденной жизни и будущей профессиональной деятельности;

• научить применять в практической деятельности знания, полученные при изучении основ наук.

Результат программы

Предметными результатами освоения программы «Хозяюшка» являются:

1. В познавательной сфере:

  • рациональное использование информации для проектирования и создания объектов труда;
  • оценка технологических свойств материалов и областей их применения;
  • ориентация в имеющихся и возможных технических средствах и технологиях создания объектов труда;
  • владение алгоритмами и методами решения технических и технологических задач;
  • распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в техническом труде;
  • владение методами чтения и способами графического представления технической и технологической информации;
  • применение знаний культурных традиций Кузбасса;
  • владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства

 

2. В трудовой сфере:

  • планирование технологического процесса и процесса труда;
  • подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;
  • проведение необходимых опытов и исследований при подборе материалов и проектировании объекта труда;
  • подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
  • проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
  • выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;
  • соблюдение норм и правил безопасности труда и пожарной безопасности;
  • соблюдение трудовой и технологической дисциплины;
  • подбор и применение инструментов приборов и оборудования в технологических процессах с учетом областей их применения;
  • выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
  • документирование результатов труда и проектной деятельности.

 

3. В мотивационной сфере:

  • оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;
  • выраженная готовность к труду в сфере материального производства;
  • согласование своих потребностей и требований с другими участниками познавательно-трудовой деятельности;
  • осознание ответственности за качество результатов труда;
  • осознание необходимости изучения национального наследия малой Родины;
  • стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.

 

4. В эстетической сфере:

  • дизайнерское проектирование технического изделия;
  • моделирование художественного оформления объекта труда;
  • эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда;
  • опрятное содержание рабочей одежды.

 

5. В коммуникативной сфере:

  • выбор знаковых средств для оформления информации в процессе коммуникации;
  • публичная презентация и защита проекта технического изделия.

 

6. В психофизической сфере

  • развитие способностей к моторике и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций;
  • достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
  • соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту с учетом технологических требований;
  • сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.

Особые условия проведения

Кружок будет интересен учащимся, которые хотят овладеть основными навыками рукоделия.

Материально-техническая база

Занятия по курсу «Хозяюшка», проводятся на базе мастерских по обработке ткани и пищевых продуктов. По санитарным нормам площадь рабочих помещений не менее 4,5 м 2 на одного учащегося для отдельной мастерской по обработке ткани и кабинета кулинарии. Они имеют рекомендованный Министерством образования РФ набор инструментов, приборов, и оборудования.

 

Большое внимание при работе в мастерских обращено на обеспечение безопасности труда учащихся при выполнении технологических операций. Для этого мастерские оборудованы соответствующими приспособлениями и оснащаются наглядной информацией. Большое внимание при работе в мастерских обращено на соблюдение правил санитарии и гигиены, электро и пожарной безопасности, безопасных приёмов труда учащихся при выполнении технологических операций. Для этого мастерские оборудованы соответствующими приспособлениями и оснащены наглядной информацией.

 

Недопустимы работы школьников с производственным оборудованием, которое не включено в перечень учебных средств, разрешенных к использованию в общеобразовательных учреждениях учащимися в подростковом возрасте. Не допускается применение на занятиях самодельных электромеханических инструментов и технологического оборудования. Также не применяется на практических занятиях самодельные электрифицированные приборы, аппараты или лабораторное оборудование, которое рассчитано на напряжение более 42в.

 

В учебно – методическом комплект для курса «Хозяюшка» входит литература по разделам, методические рекомендации по организации учебной деятельности для учителя, методические рекомендации по оборудованию кабинетов и мастерских, таблицы, плакаты, электронные наглядные пособия, специально разработанное оборудование для практических работ, технические средства обучения.

 

По рекомендации государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения используются следующие технические средства обучения для оснащения кабинета технологии: компьютер с комплексом обучающих программ и выходом в сеть Интернет; мультимедийный проектор и экран; принтер.