Авторская программа реализуется в течение тридцати лет. В данной методической системе мы представляем внеклассную работу как основную часть развития экологической культуры, подразумевая обоснованность связи ее с учебной работой, центральным звеном которой являются экологические (геоэкологические) экспедиции. Особенностью программы является то, что в ходе ее реализации учащиеся приобретают опыт проектной социально-ориентированной деятельности в сфере решения экологических проблем административного района, в которой в единстве проявляются личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Программа имеет научно-обоснованную концепцию и базируется на диссертационном исследовании автора, соответствует возрасту учащихся подтверждена многолетним опытом работы по развитию экологической культуры школьников.
Экологические экспедиции имеют ряд преимуществ по сравнению с другими внеурочными формами деятельности (экскурсиями, походами и др.). Они отличаются, во-первых, продолжительностью исследований (5-7 дней), позволяющей закончить намеченную программу; во-вторых, приобщают учащихся к системным полевым исследованиям; в-третьих, школьники участвуют в социально значимой деятельности, в результате которой организуются и создаются охраняемые природные территории (памятники природы, заказники и др.).
Отличительные особенности программы: а) длительность реализации (с дополнениями и изменениями программа функционирует с 1987г.); б) результативность; в) апробирована в экспериментальной работе. Основная идея программы базируется на взаимосвязи учебной и внеучебной работы как фундаменте развития экологической культуры подростков. Главной формой реализации программы являются школьные экспедиции естественнонаучного направления (география, биология, экология). Программа ориентирует на изучение растений, в т.ч. редких видов. Может быть использована при исследовании растительных сообществ других экосистем.