Забайкаловедение

Интегрированный курс «Забайкаловедение» для 2-4 классов общеобразовательных учреждений Забайкальского края в наибольшей степени взаимосвязан с предметной областью «Обществознание и естествознание» (интегрированным учебным предметом «Окружающий мир») Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Учебный предмет «Окружающий мир» направлен на формирование у учащихся первоначальных основ социальных и естественных наук, формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни. Учебный курс «Забайкаловедение» играет важную роль в углублении у учащихся начальной школы знаний об окружающем мире с учётом региональной специфики, расширении кругозора, воспитании патриотических чувств, экологической культуры, развитии их интеллектуального и творческого потенциала.

Социализация ребёнка путём приобщения и взращивания любви к «малой Родине» – это ключевая идея в реализации интегрированного курса «Забайкаловедение». Ведь «малая Родина» – это и природа, которая окружает человека с детства, семья, дом, школа, это и памятные места, исторические и культурные центры, промышленные предприятия, это и известные люди, гордость и слава Забайкальского края. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России особо подчёркивается, что «через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как „малая Родина“, „Отечество“, „родная земля“, „родной язык“, „моя семья и род“, „мой дом“».

В рамках курса «Забайкаловедение» наряду с овладением знаниями и умениями краеведческого характера, приобщением к базовым национальным ценностям, ставится задача формирования у учащихся универсальных учебных действий (УУД) как основы успешности обучения в последующие годы.

Основными приоритетами формирования УУД во втором классе являются приобретение первичных навыков работы с содержащейся в текстах и иллюстрациях информацией в рабочей тетради, через которую ученик получит возможность познакомиться с культурно-историческим наследием коренных народов Забайкальского края.

Приоритет формирования среди УУД в процессе изучения природного наследия родного края в третьем классе отдаётся коммуникативным, т.к. учащимися уже пройден период адаптации к школе и они становятся субъектами не только учебной деятельности, но и активного межличностного развития, то есть готовятся переходить в подростковый возраст [3, с. 230]. В процессе формирования УУД особое место авторами регионального учебно-методического комплекта в рабочей тетради «Родное Забайкалье: учусь задавать вопросы» уделяется формированию у учащихся умения задавать различные типы вопросов, стимулирующие развитие у них познавательного интереса и инициативности. Результатом сформулированности УУД может выступать умение общаться в кругу сверстников и сотрудничать с одноклассниками, например, при выполнении проектов, в процессы игровой или учебной деятельности.

В чётвертом классе при изучении историко-культурного наследия актуальным является формирование у учащихся проектных умений, связанных с выполнением мини-исследований и творческих проектов, что будет содействовать развитию у них регулятивных УУД, наряду с коммуникативными и познавательными.

преподаватели

Содержание программы

Цели программы

Результат программы

Материально-техническая база