Шахматы

Шахматы стали составной частью современной культуры.

Изучение шахмат помогает развитию интеллектуальной и эмоциональной сферы мышления ребёнка, формирует качества как; организованность, дисциплина, самокритичность. Благодаря шахматам у детей улучшается логическое мышление, появляется умение самостоятельно решать трудные задачи и на порядок увеличивается работоспособность. Шахматы помогают умственному, эстетическому развитию.

Шахматы дадут нашим детям возможность более целостно взглянуть на окружающий мир. Основная задача – вызвать у детей интерес к предмету, заразить их давно забытой «шахматной лихорадкой» и по возможности отвлечь их немного от телевизоров и телефонов.

Прежде всего, шахматы – это средство культурного досуга детей (шахматы как игра). Они помогают развитию контактов между детьми.

Данная программа ставит перед собой целью воспитание и всестороннее развитие личности. Статистика показала, что учащиеся прошедшие курс обучения по данной программе повышают свою успеваемость по разным предметам в школе и успешнее справляются с обучением.

 

Овладение игровым мастерством на уровне, предусматриваемой данной программой, предполагает не только дальнейший рост шахматного мастерства, но и значительное расширение содержательного досуга учащихся, как за счет собственно игры в шахматы, так и за счет изучения учебно-методической литературы.

Занимающиеся подготовятся к участию в различных личных и командных соревнованиях.

Программа «ШАХМАТЫ» предназначена для занятий шахматами, учащимися первого года обучения в течение одного учебного года ( 1 год обучения).

Цель:

Создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы

Задачи:

· создание условий для формирования и развития ключевых компетенций учащихся (коммуникативных, интеллектуальных, социальных);

· формирование универсальных способов мыследеятельности (абстрактно-логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, умения производить логические операции).

· воспитывать потребность в здоровом образе жизни.

Ожидаемый результат.

К концу первого года обучения дети должны знать:

· шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, партия; начальное положение (начальная позиция), белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, рокировка (длинная и короткая); шах, мат, пат, ничья;

· названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король, правила хода и взятия каждой фигуры.

К концу учебного года дети должны уметь:

- ориентироваться на шахматной доске;

- играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;

- правильно помещать шахматную доску между партнерами;

- правильно расставлять фигуры перед игрой;

- различать горизонталь, вертикаль, диагональ;

- рокировать;

- объявлять шах;

- ставить мат;

- решать элементарные задачи на мат в один ход.

 

Формы проведения занятий

- фронтальная

- индивидуальная

- групповая

Форма организации деятельности – комбинированная

-Теория (консультация, диалог, обсуждение, деловая игра, конкурсы, мини-проекты, кино-урок)

-Практика (самостоятельная работа)

Типы занятий:

-Вводные

-Ознакомление с новым материалом

-Применение знаний и умений

-Проверка и коррекция знаний и умений

-Комбинированные

-Практические

Обозначенные направления работы обеспечивают условия для активного включения детей в процесс обучения и стимулируют активное присвоение предъявляемых ценностных нормативов и навыков. Занятия не должны ограничиваться овладением отдельными знаниями умениями и навыками. Прежде всего, они должны способствовать формированию способностей познавательной и предметной деятельности.

Условия набора

Группы комплектуются из учащихся, параллельных классов. Возраст занимающихся от 7–17 лет. Занятия проводятся по программе первого года обучения, для приобретения базовых знаний о шахматах и первичных навыков для игры в шахматы.

 

Режим занятий

Примерная нагрузка 2-х часовой учебной группы:

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа в общей группе параллельных классов, и 1 раз в неделю по 1 часу в подгруппе составляющей сборную команду.

преподаватели

Содержание программы

Цели программы

Результат программы

Особые условия проведения

Материально-техническая база