Шахматы стали составной частью современной культуры.
Изучение шахмат помогает развитию интеллектуальной и эмоциональной сферы мышления ребёнка, формирует качества как; организованность, дисциплина, самокритичность. Благодаря шахматам у детей улучшается логическое мышление, появляется умение самостоятельно решать трудные задачи и на порядок увеличивается работоспособность. Шахматы помогают умственному, эстетическому развитию.
Шахматы дадут нашим детям возможность более целостно взглянуть на окружающий мир. Основная задача – вызвать у детей интерес к предмету, заразить их давно забытой «шахматной лихорадкой» и по возможности отвлечь их немного от телевизоров и телефонов.
Прежде всего, шахматы – это средство культурного досуга детей (шахматы как игра). Они помогают развитию контактов между детьми.
Данная программа ставит перед собой целью воспитание и всестороннее развитие личности. Статистика показала, что учащиеся прошедшие курс обучения по данной программе повышают свою успеваемость по разным предметам в школе и успешнее справляются с обучением.
Овладение игровым мастерством на уровне, предусматриваемой данной программой, предполагает не только дальнейший рост шахматного мастерства, но и значительное расширение содержательного досуга учащихся, как за счет собственно игры в шахматы, так и за счет изучения учебно-методической литературы.
Занимающиеся подготовятся к участию в различных личных и командных соревнованиях.
Программа «ШАХМАТЫ» предназначена для занятий шахматами, учащимися первого года обучения в течение одного учебного года ( 1 год обучения).
Цель:
Создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы
Задачи:
· создание условий для формирования и развития ключевых компетенций учащихся (коммуникативных, интеллектуальных, социальных);
· формирование универсальных способов мыследеятельности (абстрактно-логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, умения производить логические операции).
· воспитывать потребность в здоровом образе жизни.
Ожидаемый результат.
К концу первого года обучения дети должны знать:
· шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, партия; начальное положение (начальная позиция), белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, рокировка (длинная и короткая); шах, мат, пат, ничья;
· названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король, правила хода и взятия каждой фигуры.
К концу учебного года дети должны уметь:
- ориентироваться на шахматной доске;
- играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
- правильно помещать шахматную доску между партнерами;
- правильно расставлять фигуры перед игрой;
- различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
- рокировать;
- объявлять шах;
- ставить мат;
- решать элементарные задачи на мат в один ход.
Формы проведения занятий
- фронтальная
- индивидуальная
- групповая
Форма организации деятельности – комбинированная
-Теория (консультация, диалог, обсуждение, деловая игра, конкурсы, мини-проекты, кино-урок)
-Практика (самостоятельная работа)
Типы занятий:
-Вводные
-Ознакомление с новым материалом
-Применение знаний и умений
-Проверка и коррекция знаний и умений
-Комбинированные
-Практические
Обозначенные направления работы обеспечивают условия для активного включения детей в процесс обучения и стимулируют активное присвоение предъявляемых ценностных нормативов и навыков. Занятия не должны ограничиваться овладением отдельными знаниями умениями и навыками. Прежде всего, они должны способствовать формированию способностей познавательной и предметной деятельности.
Условия набора
Группы комплектуются из учащихся, параллельных классов. Возраст занимающихся от 7–17 лет. Занятия проводятся по программе первого года обучения, для приобретения базовых знаний о шахматах и первичных навыков для игры в шахматы.
Режим занятий
Примерная нагрузка 2-х часовой учебной группы:
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа в общей группе параллельных классов, и 1 раз в неделю по 1 часу в подгруппе составляющей сборную команду.