Хоровое пение – наиболее доступный вид практической музыкальной деятельности школьников. Данная форма коллективного музицирования обладает уникальными возможностями для развития общих и специальных способностей детей, достижения содержательного комплекса предметных, метапредметных и личностных результатов. Отечественная система музыкального воспитания школьников опирается на положения концепции Д. Б. Кабалевского, среди которых по-прежнему актуально звучит девиз «Каждый класс – хор!». Однако, ограничиваясь рамками одного урока музыки в неделю, сформировать у детей соответствующие вокально-хоровые навыки невозможно. Для достижения значимых результатов в этом направлении необходимо гармоничное сочетание урочной и внеурочной деятельности. Программа внеурочной деятельности «Хоровое пение» учитывает соответствующий опыт советского периода. Его переосмысление в контексте системнодеятельностного подхода позволяет выстроить единую логику реализации программ урочной и внеурочной деятельности на основе обновлённых ФГОС общего образования. На федеральном уровне поддержку и пропаганду данного вида исполнительской практики осуществляет Всероссийское Хоровое Общество (ВХО). Воссозданное в 2013 г. при непосредственном участии ведущих музыкантов и общественных деятелей2, ВХО ставит своей целью возрождение традиций хорового исполнительства среди детей и юношества, привлечение внимания широкой общественности к данному виду музыкального искусства, поддержку массового фестивального движения, оказание методической и организационной помощи.
Занятия хоровым пением в общеобразовательных организациях осуществляются в рамках вариативного подхода и предоставляют обучающимся возможность дополнительного изучения предметной области «Искусство». Среди различных видов музицирования хоровое пение стоит на первом месте, как наиболее доступная и массовая форма музыкальноисполнительской деятельности. «Школьный хор» является органичным дополнением уроков учебного предмета «Музыка».
При организации внеурочных занятий хоровым пением реализуется модель «Параллель-хор». Данная организационная модель может быть использована для проведения объединённых внеурочных занятий для обучающихся одной параллели. Занятия являются предметом по выбору не обязательным для посещения всеми обучающимися параллели.
Основным содержанием обучения и воспитания учебного курса внеурочной деятельности «Школьный хор» является опыт проживания специфического комплекса эмоций, чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями коллективного исполнения вокально-хоровых произведений (постижение мира через переживание, самовыражение через творчество, духовно-нравственное становление, воспитание чуткости к внутреннему миру другого человека через опыт сотворчества и сопереживания). Непосредственная певческая деятельность рассматривается «как процесс личностного интонационного постижения смысла музыкального образа посредством проживания-впевания каждой интонации».
Содержание внеурочных занятий по учебному курсу внеурочной деятельности «Школьный хор» вытекает из содержательной логики изучения предмета «Музыка», которое структурно представлено восемью сквозными модулями (тематическими линиями) в начальной школе и девятью модулями в основной школе.