На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки, стихи, сказки песни о шахматах, шахматные миниатюры и инсценировки. Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске. Большое значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность детей на занятиях, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.
Подобная реализация программы внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению “Шахматы” соответствует возрастным особенностям учащихся, способствует формированию личной культуры здоровья учащихся через организацию здоровьесберегающих практик.
Содержание программы кружка
1. Организационное занятие.
2. Шахматы – спорт, наука, искусство.
3. Правила игры.
4. Первоначальные понятия.
5. Тактика игры.
6. Стратегия игры.
7. Эндшпиль.
8. Дебют.
9. Конкурсы решения задач, этюдов.
10. Сеансы одновременной игры.
11. Соревнования. Показательные выступления наиболее успешных учащихся.
12. Итоговое занятие. Подведение итогов года. Планы на следующий год.