Свои открытия ребята будут совершать по карте путешествий «По следам Ермака». Карта вывешивается в первый день смены на видном месте в холле. Пройденный путь отмечается на ней флажками. Каждый экипаж ведёт свой путевой дневник – «Бортовой журнал», куда заносит, зарисовывает, вклеивает всё самое интересное, с чем встречается в пути.
Введение в игру начинается с момента встречи с детьми в первый день лагеря. В этот день проводится общелагерная игра «Свистать всех наверх!».
Каждый день начинается с нового открытия – новой локации Страны Открытий, новой реки и путешествия уже по ней. Путешествовать по Стране и открывать тайны помогают её невидимые жители, которые общаются с ребятами при помощи книги, которая является инструментом поддержки игрового сюжета. От лица невидимых жителей педагоги предлагают ребятам поучаствовать в том или ином событии, отвечает на их вопросы, даёт подсказки в виде элементов карты Страны, на которой появляется новая река, по которой ребята путешествуют. За пять дней дети знакомятся с 5 реками и местами,где они ходится.
Для каждого дня придуман целостный игровой сюжет, в соответствии с которым в каждом дне определены два ключевых дела — одно на уровне лагеря, другое на уровне отряда. Всё остальное время расписано с учётом режима, обязательно включает в себя утреннюю зарядку, подвижные игры и прогулки на свежем воздухе. В программу добавлены экскурсии, посещение творческих музея, библиотеки, парка, кинотеатра а также мероприятия, связанные с региональными компонентами и тематикой дня. Программа составлена на 5 дней, которые включают в себя 1 День Единых действий. Также сетка реализуемой программы была разработана с учетом потребностей образовательного учреждения и лагерной смены.
Погружение в игровую модель начинается с первых дней смены. Ребята получают информацию о лагере, его территории, о его законах и опасностях,которые могут их подстерегать, а также своей командой путешественников - моряков, представляют творческую «визитку» и знакомятся с другими ребятами. В первый день смены ребята находят волшебную книгу, которая становится их гидом в путешествии.
На первой странице книги они видят послание от жителей Страны, в котором ребят просят о помощи: «...для того, чтобы страна Маленьких и Великих Открытий существовала долго и о ней никто не забыл, а жители и их друзья были счастливы, необходимо раскрыть тайны рек своей страны и тайну чистой воды». Остальные страницы – чистые. Однако «волшебным образом» книга будет помогать ребятам общаться с жителями Страны. Каждый день ребята получают новые послания и показывают как они постигают ценности Орлят, давая небольшое задание или поручение, приглашая ребят в игру или на экскурсию, давая подсказки, которые направят ребят к разгадкам тайн и открытию новых ценностей. Дети могут задать вопрос, и невидимые жители волшебной страны ответят.
Вся жизнедеятельность в ЛДП «РЕЧНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ» пронизана морской тематикой. В связи с этим многие объекты лагеря переименованы в
соответствии с морскими терминами:
- Начальник лагеря – адмирал.
- Лидер среди детей, отвечающий за ведение карты экипажа и ведение бортового журнала, в который заносятся успехи и достижения членов экипажей - капитан.
- Дети – юнги.
- Комната совещаний Совета капитанов – капитанская рубка;
- Место проведения линейки – капитанский мостик.
- Место сбора экипажа – кают-компания;
- Отряд – экипаж;
- Воспитатели – боцманы;
- Вожатые отрядов – штурманы;
- Столовая – камбуз;
- Информационный стенд – дневник путешествия;