Историческое краеведение в школе не ограничивается рамками предмета и истории культуры родного края. Наряду с уроками, как основной формой педагогического процесса, важное значение имеет и внеклассная работа.
Одной из форм внеклассной работы является школьный музейный уголок. Музей есть то звено, которое позволяет использовать разнообразные формы внеклассной работы. Работа в музее превращает учащихся в активных помощников учителя, как в проведении внеклассных мероприятий, так и уроков.
Программа предлагает более интересные формы работы для восприятия достаточно серьёзного и трудного материала, позволяет углубить и расширить знания, способствует индивидуализации образования и воспитания.
Разработанная программа и календарно-тематическое планирование к ней охватывает изучение страниц биографии ветеранов-земляков, тружеников тыла, детей войны и ветеранов боевых действий. Программа актуальна особенно в наше довольно непростое время; она направлена на личностно-эмоциональное осмысление школьниками истории своей малой родины, на воспитание патриотизма.
Основные направления работы:
1. Познавательная деятельность.
В ходе познавательной деятельности источниками знаний выступают стендовые материалы архивы, экскурсии, истории, и др. От простого усвоения знаний ребята переходят к поисково-исследовательской работе. Изучение исторической, краеведческой и научной литературы используется для составления «легенд» и «биографий предмета», разработки уроков и тематических экскурсий, изучения определенного исторического события или отрезка времени.
Все эти направления работы предполагается активизировать, широко используя имеющиеся и вновь разрабатываемые методические материалы.
2. Поисково-исследовательская деятельность.
Поисково-исследовательская деятельность заключается в поиске и приобретении информации и предметов музейного значения, сведений о них, проверке и уточнении фактов в архивах города, описании музейных предметов и создании «легенд предметов».
3. Ценностно-ориентационная деятельность предполагает формирование любви к Отечеству, бережного отношения к историко-культурному наследию; воспитание патриотизма, гражданственности, любви к Родине, семье; формирование потребности в общении с культурными и историческими ценностями, способности бережного отношения к ним; формированию социокультурной идентичности подростков, становлению личности в процессе общественной, поисковой деятельности.
4. Творческая деятельность нацелена на развитие способностей учащихся к творчеству; самовыражение в различных видах практической работы; написание докладов, рефератов и творческих работ; создание достоверных копий и муляжей различных предметов быта во время ВОВ; написание творческих работ по истории семьи, школы, села, изготовление наглядных пособий; участие в различных конкурсах, конференциях, семинарах.
5. Экспозиционно-выставочная деятельность предполагает пополнение музейного фонда, проведение экскурсий.
6. Научно-просветительская деятельность. Предполагается проведение на базе музея тематических классных часов, бесед, вечеров, уроков истории, литературы, МХК, проведение тематических экскурсий, создание фотолетописи музея, участие в семинарах по музейной работе.
Все ребята делятся на 4 группы:
- фондовую группу – ребята этой группы ведут учёт экспонатов,
- поисковую группу – ребята этой группы учатся брать интервью, составлять вопросники, проводят определённую поисковую работу;
- экскурсионно-лекторскую группу – ребята этой группы принимают активное участие в проведении экскурсионно-лекторской работы и сами пытаются подбирать материал для экскурсий, учатся и пробуют их разрабатывать;
- оформительскую группу – ребята этой группы занимаются набором текста, фотографируют, рисуют, придумывают и оформляют выставки.
Этапы реализации программы:
Первый этап – организационный. На этом этапе необходимо расширить актив музея и настроить детские коллективы на определённую работу. Участие класса в жизни музейного уголка. Происходит деление Актива музея на группы, знакомство групп с деятельностью музея.
Второй этап – основной. Реализуются основные цели и задачи, создаются задуманные временные выставки, сценарии, проводятся конкурсные мероприятия, направленные на развитие детского творчества. Осуществляется практическое знакомство с историей поселка, школы через проведение экскурсий, встреч с жителями поселка.
Третий этап – итоговый. Анализируется работа музейного уголка: каждой группы, Совета музейного уголка. Награждаются наиболее активные учащиеся. Разработка плана на следующий учебный год.