Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:
- принцип психологической комфортности - создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса
- принцип mini-max – обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;
- принцип целостного представления о мире - при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
- принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
- принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности;
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития. Это позволяет рассчитывать на проявление у детей устойчивого интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, учит принимать самостоятельные решения и нести
ответственность за них.
Учебный курс состоит из пятнадцати тем: «Краткая история шахмат», «Шахматная нотация», «Ценность шахматных фигур», «Техника матования одинокого короля», «Достижение мата без жертвы материала». «Шахматные дебюты». « Шахматные партии». «Классификация дебютов». «Виды защиты». « Атака с разных полей». «Основные позиции». «Развитие фигур». «Гамбиты». « Перезагрузка фигур». «Виды защит короля».
Краткая история шахмат.
Рождение шахмат. От чатуранги к шатранджу. Шахматы проникают в Европу. Чемпионы мира по шахматам. Выдающиеся шахматисты нашего времени. Шахматные правила FIDE. Этика шахматной борьбы.
Шахматная нотация.
Обозначение горизонталей и вертикалей, наименование полей, шахматных фигур.
Краткая и полная шахматная нотация. Запись начального положения. Запись шахматной партии.
Ценность шахматных фигур.
Повторение: ценность шахматных фигур (К, С = 3, Л = 5, Ф = 9). Сравнительная сила фигур. Абсолютная и относительная сила фигур. Достижение материального перевеса. Нападение и защита. Способы защиты (5 способов).
Техника матования одинокого короля.
Мат различными фигурами. Ферзь и ладья против короля. Две ладьи против короля. Король и ферзь против короля. Король и ладья против
короля.
Достижение мата без жертвы материала.
Учебные положения на мат в два хода в дебюте (начало игры), миттельшпиле (середина игры), эндшпиле (конец игры). Защита от мата.
Шахматные дебюты. Дебют.
План в дебюте. Дебютные принципы
Шахматные партии.
Мобилизация сил. Борьба за центр. Центры открытые, закрытые, фиксированные.
Классификация дебютов.
Принципы развития дебюта. Основные цели дебюта. Главное – быстрое развитие фигур и борьба за центр.
Виды защиты.
О шахматных планах. Как создается план игры. Оценка позиции.
Атака с разных полей.
Атака на короля. Слабый пункт при рокировках. Контратака.
Основные позиции.
Тактические удары и комбинации. Нападение на фигуру созданием удара. Нападение на фигуру устрашением защищающего удара.
Развитие фигур.
Что такое стратегия и стратегический план. Мобилизация сил. Борьба за центр.
Гамбиты.
Из чего состоит шахматная партия: начало (дебют), середина (миттельшпиль), окончание (эндшпиль).
Перезагрузка фигур.
Тактические удары и комбинации. Нападение на фигуру созданием удара.
Виды защит короля. Тактические удары и комбинации. Нападение на фигуру созданием удара.