«Белая ладья»

Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов: 

- принцип психологической комфортности - создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса 

- принцип mini-max – обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом; 

- принцип целостного представления о мире - при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира; 

- принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора; 

- принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности; 

Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития. Это позволяет рассчитывать на проявление у детей устойчивого интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, учит принимать самостоятельные решения и нести
ответственность за них.

Учебный курс состоит из пятнадцати  тем: «Краткая история шахмат», «Шахматная нотация», «Ценность шахматных фигур», «Техника матования одинокого короля», «Достижение мата без жертвы материала». «Шахматные дебюты». « Шахматные партии». «Классификация дебютов». «Виды защиты». « Атака с разных полей». «Основные позиции».  «Развитие фигур». «Гамбиты». « Перезагрузка фигур». «Виды защит короля».

            Краткая история шахмат.

Рождение шахмат. От чатуранги к шатранджу. Шахматы проникают в Европу. Чемпионы мира по шахматам. Выдающиеся шахматисты нашего времени. Шахматные правила FIDE. Этика шахматной борьбы. 

Шахматная нотация.

Обозначение горизонталей и вертикалей, наименование полей, шахматных фигур.

Краткая и полная шахматная нотация. Запись начального положения. Запись шахматной партии.

Ценность шахматных фигур.

Повторение: ценность шахматных фигур (К, С = 3, Л = 5, Ф = 9). Сравнительная сила фигур. Абсолютная и относительная сила фигур. Достижение материального перевеса. Нападение и защита. Способы защиты (5 способов).

Техника матования одинокого короля.

Мат различными фигурами. Ферзь и ладья против короля. Две ладьи против короля. Король и ферзь против короля. Король и ладья против

короля.

Достижение мата без жертвы материала.

Учебные положения на мат в два хода в дебюте (начало игры), миттельшпиле (середина игры), эндшпиле (конец игры). Защита от мата.

             Шахматные дебюты. Дебют.

План в дебюте. Дебютные принципы

             Шахматные партии.

Мобилизация сил. Борьба за центр. Центры открытые, закрытые, фиксированные.

             Классификация дебютов.

Принципы развития дебюта. Основные цели дебюта. Главное – быстрое развитие фигур и борьба за центр.

            Виды защиты.

О шахматных планах. Как создается план игры. Оценка позиции.

          

             Атака с разных полей.

 Атака на короля. Слабый пункт при рокировках. Контратака.

             Основные позиции.

Тактические удары и комбинации. Нападение на фигуру созданием удара. Нападение на фигуру устрашением защищающего удара.

            Развитие фигур.

Что такое стратегия и стратегический план. Мобилизация сил. Борьба за центр.

             Гамбиты.

Из чего состоит шахматная партия: начало (дебют), середина (миттельшпиль), окончание (эндшпиль).

             Перезагрузка фигур.

Тактические удары и комбинации. Нападение на фигуру созданием удара.

            Виды защит короля. Тактические удары и комбинации. Нападение на фигуру созданием удара.

                                                

преподаватели

Расписание

Содержание программы

Цели программы

Результат программы

Особые условия проведения

Материально-техническая база

Стоимость