Рабочая программа разработана в соответствии с:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Образовательной программой МОУ СОШ с. Шишкино.
Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования в процессе изучения предметов естественнонаучного цикла предполагает приобретение опыта применения научных методов познания, наблюдения природных явлений, проведения опытов, простых экспериментальных исследований, прямых и косвенных измерений с использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов. ФГОС выдвигает требования к формированию у школьников метапредметные результатов – универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных), которые должны стать базой для овладения ключевыми компетенциями, «составляющими основу умения учиться».
Сегодня учебные занятия проходят с применением цифровых лаборатории. Цифровые лаборатории явились новым, современным оборудованием для проведения самых различных школьных исследований естественнонаучного направления. Цифровые лаборатории в учебном процессе могут использоваться при проведении: демонстрационных опытов, лабораторных работ, фронтальных экспериментов, практических работ, исследовательских работ, лабораторный практикум.
Лаборатории обладают целым рядом неоспоримых достоинств: позволяют получать данные, недоступные в традиционных учебных экспериментах, дают возможность производить удобную обработку результатов. Цифровые лаборатории разных типов позволяют проводить эксперимент с высокой точностью и наглядностью, отображать ход эксперимента в виде графиков, таблиц и показаний приборов, а также представляет большие возможности по обработке и анализу полученных данных.
Однако следует отметить, хотя и проведение практических работ с цифровыми датчиками увеличивает время эксперимента, а на приобретение навыка работы с этим оборудованием также требуется дополнительное время, но с помощью них можно провести такие эксперименты, которые не удается сделать традиционными методами.
Цифровые лаборатории явились новым, современным оборудованием для проведения самых различных школьных исследований естественнонаучного направления.
Цель программы: формирование и развитие у обучающихся навыков проведения исследовательских работ естественнонаучной направленности с использованием цифровых лабораторий различных типов.
Задачи программы:
- обучение школьников новейшим средствам реализации учебного эксперимента через использование цифровых лабораторий,
- формирование умения проводить исследования на стыке нескольких учебных дисциплин – биологии, экологии, физики, химии,
- Раскрытие творческого потенциала обучающихся, формирование у них навыка самостоятельного поиска научной информации.
Данный предмет как в теоретической, так и в фактической своей части практикоориентирован: все понятия, законы и теории, а также важнейшие процессы, явления в природе и окружающей нас жизни даются в плане их практического значения, применения веществ в повседневной жизни и их роли в живой и неживой природе. Содержание предмета направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности.
Количество часов –34.
Срок реализации программы –1год.
Программа предполагает проведение теоретических занятий, практических работ, организацию проектной деятельности.
2. Содержание курса
Раздел 1: «Значение исследовательских работ в системе естественнонаучных дисциплин» (3 часа).
Исследовательские работы в практике естественнонаучных дисциплин. Структура исследовательской работы.
Этапы деятельности в исследовательской работе.
Презентация своей исследовательской работы.
Раздел 2: «Общее знакомство с цифровыми лабораториями» (16 часов)
Оборудование современного исследователя
Основные принципы работы с цифровыми лабораториями «Polus» по химии и биологии.
Знакомство с программным обеспечением цифровых лабораторий.
Работа с датчиком рН и анализ полученных данных.
Работа с датчиком содержания кислорода и анализ полученных данных.
Работа с датчиком температуры и анализ полученных данных.
Работа с датчиком влажности и анализ полученных данных.
Работа с датчиком освещенности и анализ полученных данных.
Работа с датчиком регистрации ЧСС и анализ полученных данных.
Работа с датчиком дыхания и анализ полученных данных.
Работа с датчиком давления и анализ полученных данных.
Основные приемы работы с графиками в ПО цифровых лабораторий
Анализ данных, полученных с датчиков цифровой лаборатории.