Музейная педагогика дает возможность осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской деятельности; раскрывать значимость и практический смысл изучаемого материала; пробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку. Уникальная же среда школьного музея позволяет интегрировать содержание, формы организации общего и дополнительного образования, формировать предметные, межпредметные и ключевые компетенции школьников, развивать навыки межличностной коммуникации, расширить образовательное пространство школы через привлечение ресурсов окружающего социума.
Одно из возможных направлений педагогических инноваций – краеведческая и поисковая работа, связанная с деятельностью школьного музея и технологией «музейная педагогика».Актуальность программы заключается в том, что важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Музейное дело сейчас является одной из самых стремительно развивающихся областей культуры. Опыт отечественных и зарубежных музеев говорит о том, что при всём существующем многообразии форм культурного бытия памятников, многие задачи музееведения остаются нерешёнными. Уже сегодня трудно представить себе образование или социально-досуговую деятельность без музейного компонента. Дополнительная общеразвивающая программа «Музейное дело» в полной мере отвечает этим требованиям и является образовательно-воспитательным ресурсом в освоении культурного пространства нашей Родины. Программа направлена на приобщение детей к историческому прошлому и настоящему родного края, что имеет большое воспитательное значение. Через активную работу в музее формируется личность, готовая создавать настоящее, опираясь на прошлое.