Юный турист

Новизна программы заключается в применении комплексных форм организации образовательной работы с детьми – туристско-краеведческой деятельности и основ спортивного ориентирования, направленных на деятельностное участие их в общении с природой и окружающим миром.При этом внесены изменения в содержание разделов и тем – в программе выделено пять разделов: 1) «Туристская подготовка», 2) «Топография и основы спортивного ориентирования», 3) «Краеведение», 4) «Первая доврачебная помощь и основы безопасности», 5) «Физическая подготовка».

Туристско-краеведческая деятельность во всех её формах способствует всестороннемуразвитию личности ребенка, направлена на совершенствование его интеллектуального,духовного и физического развития, способствует изучению Родины, приобретениюнавыков самостоятельной деятельности. В ходе практической деятельности при подготовке к походам и путешествиям учащиеся познают родной край, Россию, её историческое, природное, культурное многообразие, включаясь при этом в активную поисково-исследовательскую деятельность в области краеведения. Совершая походы по родному краю, учащиеся учатся сохранятьего историческое и культурное наследие, воспитывают свою активную жизненную позицию. Походы и соревнования предполагают приобретение и развитие таких социально значимых личностных качеств как: трудолюбие, настойчивость, целеустремленность. Занятия в объединении требуют систематической работы, в результате которой формируется отношение к труду как социально и личностно значимой ценности. Пребывание на свежем воздухе, активный отдых, тренировки и др. виды практических занятий и занятий по физической подготовке способствуют закаливанию, укреплению здоровья, физическому совершенствованию подростков. Правильное дозирование педагогом физических нагрузок способствует укреплению костно-мышечного аппарата, кровеносной системы, предупреждению, профилактике и лечению заболеваний дыхательных путей.Занятия в объединении предполагают тесное общение членов объединения, чтоспособствует быстрой адаптации обучающихся к условиям природной и социальной среды, к различным социальным ситуациям, а также развитию личностных качеств, необходимых для работы в коллективе.

К сожалению, в современном обществе наблюдается ухудшение физического состояния здоровья детей и подростков вследствие малоподвижного образа жизни, увеличивающегося объема учебных нагрузок.  Вовлечение учащихся в туристско-краеведческую деятельность, привлечение их к занятиям спортивным ориентированиеми физической подготовкой позволяет педагогу решать одновременно, в комплексе, вопросы обучения, воспитания, оздоровления, профессиональной ориентации и социальной адаптации подростков, формирования навыков здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности – именно этим и обусловлена актуальностьданной ДООП.

Туристско-краеведческая деятельность – это эффективное средство воспитания и нравственного становления, а также физического оздоровления детей и  подростков, она способствует изучению родного края, приобретению навыков самостоятельной деятельности, самообслуживания.

Занятия спортивным ориентированием не только содействуют умственному и физическому развитию, но и учат познавать и понимать природу, вести здоровый образ жизни.

Физическое воспитание  является основой всестороннего развития личности в любом возрасте.

Отличительной особенностью данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы является то, что она состоит из двух модулей: ознакомительного (первый год обучения) и базового (второй и третий года обучения), которые можно осваивать как целостно в заявленной последовательности, так и автономно по программе каждого модуля.

Освоение ознакомительного модуля позволит учащимся овладеть основами туристской подготовки (организация туристского быта, выполнение туристских обязанностей, знание основ топографии), основами техники спортивного ориентирования, расширить и углубить знания по краеведению, овладеть знаниями по профилактике травм и основами оказания помощи при заболеваниях и травмах в походе, приобщиться к занятиям по общей физической подготовке.

На этапе освоения базового уровня учащиеся приобретают те необходимые знания, умения и навыки, которые позволят им участвовать в многодневных походах, краеведческих экспедициях, выездных соревнованиях, а также впоследствии позволят им обучать младших школьников, оказывать консультативнуюпомощь одноклассникам, быть активными помощникамисвоего педагогав школе. На этом этапе обучения происходит постепенный переход кинструкторской деятельности, к деятельности по подготовке и проведению соревнований и массовых мероприятий районного и окружного уровня в качестве юных судей.

преподаватели

Содержание программы

Цели программы

Результат программы

Материально-техническая база