Направление 1. Историческое краеведение
Историческое краеведение - одно из наиболее эффективных средств связи школы с жизнью. Оно играет большую роль в воспитании подрастающего поколения в духе патриотизма и становлении гражданской позиции. Понятия: «Отчизна», «Родина» в детском возрасте, как правило, ассоциируются с конкретным поселком, деревней, городом, в котором проживают дети. От того, насколько хорошо знают и любят ребята свой край, его историю, часто зависит и глубина их патриотического чувства. Знакомство с памятниками культуры; изучение истории родного края по конкретным археологичес ким источникам, обычаев и традиций народов, населяющих тот или иной регион, выявление связи местных культов и обрядов с особенностями истории края содействуют воспитанию мировоззрения детей и подростков.
Положительная тенденция роста интереса к историческому краеведению связана с введением в школьном образовании » национально-регионального компонента в соответствии с Законом РФ «Об образовании». Историческое краеведение способствует решению задач социальной адаптации выпускников школы, формированию у них готовности жить и трудиться в своем селе, районе, крае, республике, участвовать в их развитии, социально-экономическом и культурном обновлении. Это одна из актуальных социально-педагогических задач нашего времени.
Направление 2. Литературное краеведение
Одними из разновидностей краеведения в современной школе, являются лингвистическое и литературное (в целом филологическое) краеведение. Литературно-краеведческие знания углубляют у школьников представления об исторических и культурных связях родного края с жизнью страны. Вековые традиции народной (региональной) культуры осмысливаются глубже именно на занятиях краеведческого типа, этому способствует усиленное чтение специальной литературы. Процесс усвоения новых знаний благотворно сказывается на увеличении словарного запаса, обогащении языка и, в конечном счете, на повышении качества обучения и воспитания школьников.
Литературное краеведение учит обобщению и систематизации литературных фактов, помогает приобретать навыки публичных выступлений. В исключительных случаях определенную роль краеведческие навыки играют и в обогащении национального достояния страны: нередко собранный учениками библиографический и литературно- краеведческий материал помогает специалистам и ученым уточнить известные факты или события. Следует отметить и еще одну особенность занятий литературным краеведением: они учат не только наблюдать, но и активно участвовать в социально-политической жизни общества, формируют у старшеклассников активную жизненную позицию. Профессиональная компетентность, опыт, эстетический вкус руководителя и глубокая его заинтересованность в деле образования молодежи и будут диктовать особые, неповторимые формы преподавания этой дисциплины в учебном заведении.
Направление 3. Географическое и экологическое краеведение
Работы, связанные с изучением родного края, помогают формированию географических и экологических понятий, в установлении связи изучаемого в школе материала по географии с теми знаниями и навыками, которые приобретаются в результате исследований родного края, и заключается суть краеведческого принципа в обучении: «от известного к неизвестному», «от близкого к далекому». Появляется возможность в знакомой местности, повседневной обстановке наблюдать географическую (экологическую) действительность
Большую помощь оказывают межпредметные связи в решении географических вопросов: математика, химия и биология. Научную ценность исследований придадут изучению вопросов в историческом плане, отсюда и интеграция географического и исторического краеведения.
Концепция школьного экологического исследования может опираться на следующие основные идеи: организации различных видов деятельности обучающихся по изучению, сохранению и улучшению окружающей среды в своей местности; как средство формирования экологической культуры обучающихся через исследовательскую и проектную деятельность.