Дополнительная общеразвивающая программа «Шахматы» носит физкультурноспортивную направленность.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность дополнительной общеразвивающей программы.
В 2004 г. вышел первый в истории нашей страны, приказ Минобразования РФ №2211 от 18.05.2004 г. «О развитии шахматного образования в системе образования РФ», в соответствии с которым был создан Координационный совет по развитию шахматного образования РФ во главе с чемпионом мира А.Е.Карповым и принята программа мер по развитию шахматного образования в системе образования РФ.
В соответствии с данной программой, было подготовлено методическое письмо «Об опыте шахматного образования обучающихся», рекомендованное для использования в общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования детей.
Шахматы - древняя индийская игра, имеющая многовековую историю, одна из наиболее распространённых игр современности. В прошлом эта игра считалась королевской, т.е. в неё играли короли и царские вельможи. В настоящее время играть в шахматы имеют возможность все желающие, что позволяет разнообразить досуговое время, как взрослых, так и молодых людей. Шахматы обладают огромными возможностями для развития познавательной активности человека. Чем больше самостоятельности предоставляется детям, тем надёжнее и осознаннее становятся приобретаемые ими знания, умения навыки.
Игра в шахматы оказывает большое влияние на развитие и становление личности, она способствует:
• развитию интеллектуальных способностей, быстроты мышления, зрительной реакции, сообразительности, пространственного воображения, логики.
• формированию у обучающегося морально-волевых качеств: выдержки, самообладания, смелости, решительности, стремление к преодолению трудностей, воли к победе, требовательности к себе, уважительного отношения к любому сопернику.
Шахматы приносят людям много творческой радости. Гармонически сочетая в себе элементы спорта, искусства и науки, они оказывают многостороннее влияние на человека, помогают формированию лучших черт его характера, развитию умственных способностей и художественных вкусов.
Прежде чем сделать ход, шахматист должен оценить положение, наметить план игры, проанализировать основные положения и возможные ответы противника. Эти расчеты составляют цепь логически связанных друг с другом умозаключений. Сложные, полные внутренних противоречий рассуждения шахматиста, постоянная смена обстановки на доске и переоценка ценностей- вся эта логика и диалектика шахматной борьбы служит прекрасной тренировкой умственных сил человека.
Наконец, важную особенность шахмат составляет спортивный характер игры. Шахматист творит не один, а в постоянном столкновении с мыслью, характером, волей противника. Шахматисты воспитывают, таким образом, волю к победе, выдержку, сосредоточенность и другие качества, необходимые человеку.
Актуальность данного вида деятельности состоит в том, что шахматы, гармонично сочетая в себе элементы спорта, искусства и науки, оказывают многостороннее влияние на человека, помогают развитию лучших черт его характера, развитию умственных способностей и художественных вкусов. Сложные, полные внутренних противоречий рассуждения шахматиста, постоянная смена обстановки на доске и переоценка ценностей - вся логика и диалектика шахматной борьбы служит прекрасной тренировкой умственных способностей человека. Шахматы способствуют формированию здорового образа жизни, воспитывают волю к победе, выдержку, сосредоточенность и другие качества, необходимые человеку.
Новизна данной дополнительной общеразвивающей программы состоит в том, что изучение шахматной игры осуществляется от конца игры к её началу, т.е. изучение в первую очередь эндшпиля, переход миттельшпилю и к дебюту. Осуществляется неразрывная связь теории и практики. В практическую игру включены турниры по «темам», т.е. по заданному дебюту, эндшпилю, миттельшпилю. Наряду с классическими шахматами и быстрыми проводятся турниры по блиц-шахматам, шведским шахматам, консультационные турниры.
Педагогическая целесообразность дополнительной общеразвивающей программы состоит в том, что занятия шахматным спортом развивают пространственное воображение, зрительную и тактильную память, коммуникативные способности, абстрактное, логическое, тактическое мышление, что способствует продуктивному усвоению школьной программы.
Цель дополнительной общеразвивающей программы: создание условий для свободного развития личности ребёнка и её адаптации в обществе, совершенствование интеллектуальных качеств и черт характера воспитанников, развитие активности, самостоятельности, формирование здорового образа жизни будущих граждан через приобщение их к шахматной культуре.