В связи с событиями, происходящими в мире в настоящее время, особенно важно проводить работу по формированию гражданских и патриотических чувств с раннего детского возраста через воспитание любви и уважения к своей Родине, родному краю, его народу, культуре, традициям, языку, истории, природе. Для каждого человека Родина начинается с первых глубоких впечатлений детства, с земли, которую увидел, познал, ощутил впервые, на которой сделал первые шаги. Любовь к Родине возникает с чувства привязанности к тем местам, где человек родился и вырос.
Сегодня как никогда актуален вопрос о необходимости изменения своего отношения к жизни, к природе и обеспечения соответствующего воспитания и обучения нового поколения. Сочетание краеведения и туризма способствует формированию у школьников представлений о взаимодействии человека и окружающей среды, навыков здорового образа жизни, любви к родному краю, стремления к показателям туристического мастерства.
Чтобы осознать себя гражданином, школьник должен чувствовать сопричастность к судьбе своего народа. Без знаний о своей родине, ее природе, населении, истории, культуре такая сопричастность не появится. При этом, географические и природные особенности, местные культурно-исторические обычаи, народное творчество являются для детей наиболее доступными средствами формирования и воспитания гражданина-патриота. Таким образом, работа в данном направлении является очень важной и актуальной.
Полученный познавательный и эмоциональный опыт общения с культурным наследием благотворно скажется на развитии личности ребенка, позволит значительно расширить его интеллектуальный и эмоциональный опыт, развить познавательные способности, создать нравственные основы его отношения к окружающему миру.