Программа курса «Оказание первой помощи» построена на соблюдении общепризнанных, основополагающих принципах обучения:
* принцип сознательности и активности обучающихся
Содержание программы предусматривает глубокое осмысление знаний, приобретаемых детьми путем интенсивного напряжения собственной умственной деятельности. Собственная познавательная активность обучающихся является важным фактором обучаемости и оказывает решающее влияние на темп, глубину и прочность овладения учебным материалом.
Принцип сознательности и активности обучения осуществляется педагогом через:
- осознание целей и задач предстоящей на занятии работы;
- использование разнообразных видов и форм познавательной деятельности, объединение анализа с синтезом, сопоставление с противопоставлением, частое использование аналогии;
- опору на уже имеющиеся знания и опыт обучающихся в данной области деятельности;
- использование взаимообучения занимающихся по данному курсу;
- разъяснение причинно-следственных связей;
- использование в обучении практических ситуаций, связанных с безопасностью здоровья человека и от ребенка самостоятельного видения, понимания и осмысления;
- изучение и использование индивидуальных интересов обучающихся.
* принцип наглядности обучения
Программа курса «Оказание первой помощи» учитывает наукой доказанный факт, что органы зрения «пропускают» в мозг почти в 5 раз больше информации, чем органы слуха, и почти в 13 раз больше, чем тактильные органы. Понятия и абстрактные положения доходят до сознания учащихся легче, когда они подкрепляются конкретными фактами и образами, для раскрытия которых используются различные виды наглядности.
* принцип систематичности и последовательности
Процесс обучения, состоящий из отдельных шагов, протекает тем успешнее и дает большие результаты, чем меньше в нем перерывов, нарушений последовательности. Если систематически не упражнять навыки, то они утрачиваются. Если ребят не приучать к логическому мышлению, то они постоянно будут испытывать затруднения в своей мыслительной деятельности. Если не соблюдать системы и последовательности, то процесс развития детей замедляется.
Программа по медицинской подготовке построена таким образом, что:
- каждое занятие делится на логически завершенные части (вопросы темы), последовательно реализуемые в ходе занятия;
- каждая тема курса опирается на науку и действительность и использует в своем содержании межпредметные связи;
- каждое занятие строится по схеме: а) установление объекта изучения, б) изложение основания теории вопроса, в) раскрытие инструментария изучения вопроса, г) объяснение следствия вопроса, д) определение границ применения данного знания или навыка;
- программа обеспечивает преемственность, как в содержании, так и в методах обучения по годам обучения;
- в конце каждого раздела курса предусмотрены занятия обобщения и систематизации.
* принцип прочности обучения
В современном обучении мышление главенствует над памятью. Программа по начальной медицинской подготовке не растрачивает силы обучающихся на запоминание малоценных знаний, не допускает перегрузки памяти в ущерб мышлению.
Достигается реализация этого принципа следующими приемами:
- вместо заучивания материала, имеющего вспомогательный характер, обучающиеся пользуются справочной и информационной литературой прямо на занятии;
* принцип доступности
Доступность обучения определяется возрастными особенностями обучающихся и зависит от их индивидуальных особенностей, а также от организации учебного процесса.
Реализуя данный принцип, педагог использует:
- ведение учебного процесса в оптимальном темпе, не задерживая в развитии сильных и развивая быстроту действия у средних и слабых обучающихся;
- учитывая индивидуальную обучаемость каждого ребенка, объединяет в дифференцированные подгруппы ребят с одинаковой обучаемостью;
* принцип научности
Принцип научности обучения требует, чтобы обучающимся предлагались для усвоения подлинные, прочно установленные наукой знаний и использовались методы обучения, по своему характеру приближающиеся к методам изучаемой науки.
Программа по медицинской подготовке отражает, в определенной степени, и принцип научности, ибо все вопросы оказания первой медицинской помощи опираются на официальную медицину России. Научность программы выражается:
- в систематическом информировании обучающихся о новых достижениях в медицине;
* принцип связи теории с практикой
Правильно поставленное воспитание вытекает из самой жизни, практики, неразрывно с ней связано, готовит подрастающее поколение к активной преобразующей деятельности.
Программа приучает обучающихся проверять и применять свои знания на практике, воспитывает стремление к постоянному улучшению своих результатов.