». Структура программы представлена модулем «Литературное наследие Забайкалья». Даны также требования к уровню подготовки учащихся по модулю. Завершают программу методический комментарий и рекомендуемая литература для учителей и учащихся.
Актуальность создания данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Одной из главных ступеней духовно-нравственного развития ребёнка, определённых в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» является «осознанное принятие обучающимся традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края. Здесь наполняются конкретным, чувственно-выразительным содержанием через литературные произведения, природную среду и социальное окружение такие понятия, как «малая Родина», «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», через литературное наследие Забайкалья.
Модуль «Литературное наследие Забайкалья…» по краеведению составлен с опорой на образовательную программу интегрированного курса для 3-4 классов общеобразовательной школы «Забайкаловедение» (Чита: ЧИПКРО, 2008 ) – авторы Е.А.Игумнова, О.В.Корсун, Е.В.Добрынина, Н.В.Храмцова, О.И.Казанова, И.Б.Барахоева.
Важность литературного краеведения заключается в том, что оно, расширяя и обогащая знания школьников о родных местах, прививает им любовь и уважение к истории родного края, помогает полнее ощутить и осознать связь литературы с жизнью, формирует гражданские позиции. Оно играет существенную педагогическую роль в эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи. В младшем школьном возрасте происходит формирование характера, мышления, речи человека. Начинается длительный процесс формирования нравственных ценностей, которые лежат в основе любви к Родине, а материал по краеведению является богатым источником, дающим возможность восполнить пробелы в нравственном воспитании учащихся, возникших в последнее время из-за изменений, произошедших в общественном строе, которые внесли изменения в нравственные ценности.
Краеведение имеет большое значение в воспитании патриотических чувств школьников, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала. Исходя из возрастных особенностей младших школьников, главной задачей работы по изучению родного края является воспитание у них устойчивого интереса и познавательного отношения к краеведческому материалу.
Сегодня ни один предмет в учебном плане не обходится без включения в него элементов краеведения. И это понятно, так как каждому человеку, каждому народу надо осознавать себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края.
Курс литературного чтения носит интегрированный характер, это произведения о загадочном и чудесном природном мире, об озорных ребятах, о жизни людей населяющихагинские степи и таёжные деревни, сказки и легенды Забайкальцев. В центре изучения – проблема взаимодействия человека и природы в условиях Забайкалья с древности до наших дней. В рамках курса «Забайкалье моё, Забайкалье…» источником знаний выступает одноимённая книга для чтения в начальной школе регионального характера, личный опыт учащихся по взаимодействию с природой и людьми, живущими рядом.
Программа курса призвана обогатить знаниями о литературном, историческом прошлом нашего края, культурных традициях прошлого и настоящего, воспитывать школьников на примерах героев литературных произведений, героизма и мудрости Забайкальцев, воспитывать чувства гражданственности и патриотизма, направлена на активизацию и развитие интеллектуально-творческой деятельности учащихся.