"Гураненок"

». Структура программы представлена модулем «Литературное наследие Забайкалья». Даны также требования к уровню подготовки учащихся по модулю. Завершают программу методический комментарий и рекомендуемая литература для учителей и учащихся.

Актуальность создания  данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Одной  из  главных  ступеней   духовно-нравственного  развития ребёнка,  определённых  в  «Концепции  духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» является  «осознанное принятие обучающимся традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края. Здесь наполняются конкретным, чувственно-выразительным содержанием через литературные произведения, природную среду и социальное окружение такие  понятия, как  «малая Родина», «Отечество», «родная земля», «моя семья и род»,  «мой дом», через литературное наследие Забайкалья.

Модуль «Литературное наследие Забайкалья…» по краеведению  составлен с опорой на образовательную программу интегрированного курса для 3-4 классов общеобразовательной школы «Забайкаловедение» (Чита: ЧИПКРО, 2008 ) – авторы Е.А.Игумнова, О.В.Корсун, Е.В.Добрынина, Н.В.Храмцова, О.И.Казанова, И.Б.Барахоева.

Важность литературного краеведения заключается в том, что оно, расширяя и обогащая знания школьников о родных местах, прививает им любовь и уважение к истории родного края, помогает полнее ощутить и осознать связь литературы с жизнью, формирует гражданские позиции. Оно играет существенную педагогическую роль в эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи. В  младшем  школьном  возрасте  происходит формирование  характера,  мышления,  речи  человека. Начинается  длительный  процесс  формирования  нравственных ценностей,  которые  лежат  в  основе  любви  к  Родине, а материал  по  краеведению  является  богатым  источником, дающим  возможность  восполнить    пробелы  в  нравственном  воспитании  учащихся,    возникших  в  последнее время из-за изменений,  произошедших  в  общественном  строе,  которые внесли  изменения  в  нравственные ценности. 

Краеведение имеет большое значение в воспитании патриотических чувств школьников, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала. Исходя из возрастных особенностей младших школьников, главной задачей работы по изучению родного края является воспитание у них устойчивого интереса и познавательного отношения к краеведческому материалу.

Сегодня ни один предмет в учебном плане не обходится без включения в него элементов краеведения. И это понятно, так как каждому человеку, каждому народу надо осознавать себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края.

Курс литературного чтения носит интегрированный характер, это произведения о  загадочном и чудесном природном мире, об озорных ребятах, о жизни людей населяющихагинские степи и таёжные деревни, сказки и легенды Забайкальцев. В центре изучения – проблема взаимодействия человека и природы в условиях Забайкалья с древности до наших дней. В рамках курса «Забайкалье моё, Забайкалье…» источником знаний выступает одноимённая  книга для чтения в начальной школе регионального характера, личный опыт учащихся по взаимодействию с природой и людьми, живущими рядом.

Программа курса призвана обогатить знаниями о литературном, историческом прошлом нашего края, культурных традициях прошлого и настоящего, воспитывать школьников на примерах героев литературных произведений, героизма и мудрости Забайкальцев, воспитывать чувства гражданственности и патриотизма, направлена на активизацию и развитие интеллектуально-творческой деятельности учащихся.

преподаватели

Содержание программы

Цели программы

Результат программы