Учебный процесс в школе складывается из классных занятий и разнообразных занятий во внеурочное время. Классная и внеклассная работа по предмету дополняют друг друга, и лишь в их взаимодействии возможно осуществление тех сложных задач, которые требует современная школа.
Внеклассная работа, расширяя и углубляя программный материал, развивает самостоятельность, творческую инициативу ученика, формирует его учебную компетентность, пробуждает интерес к предмету.
Овладение таким предметом, как русский язык, имеет свои особенности. Язык всегда находится в распоряжении обучающихся и в любой момент может быть использован для наблюдения. Связь теории с практикой является характерной чертой изучения языка.
Учесть эти преимущества изучения языка – это значит привлечь внимание детей к миру слов, повседневно употребляемых, дав им почувствовать, что мир слов интересен, увлекателен, сложен, разнообразен, как мир растений, животных, космос, атом.
Однако общей характеристики структуры языка (его грамматического строя, основного словарного фонда), истории развития литературного языка школьная программа не дает. Это одна из задач кружковой работы.