Дети дошкольного возраста активно стремятся узнать об окружающем их мире как можно больше. Совместно с их игровой активностью, огромное значение в развитии личности ребёнка имеет познавательная деятельность, в процессе которой формируется способность к начальным формам общения, умозаключениям. У детей возникает интерес, когда они сами могут обнаружить новые свойства предметов, их сходства и различия, предоставление им возможности приобретать знания самостоятельно.
Опытно -экспериментальная деятельность – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира, вызывающий познавательный интерес детей. В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых знаний, сведений.
Опытно -экспериментальная деятельность тесно связано со всеми видами деятельности, и в первую очередь с такими, как наблюдение и труд. Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и её результатов. Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента – при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчёте об увиденном. Связь эксперимента с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребёнка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. Связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений не требует доказательства. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции.
Содержание опытно-экспериментальной программы охватывает образовательную область «Познавательное развитие» в полной мере и построено таким образом, что изучение всех последующих тем обеспечивается предыдущими знаниями.
Программа основывается на комплексном принципе непрерывности процесса поисково-исследовательской деятельности, предусматривает решение поставленных задач в совместной деятельности педагогов и детей, обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих задач, развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников.