Внеурочная деятельность "Физика в опытах и экспериментах"

Профильный комплект оборудования обеспечивает эффективное достижение
образовательных результатов обучающимися по программам естественно-научной
направленности, возможность углублённого изучения физики, в том числе для
формирования изобретательского, креативного, критического мышления, развития
функциональной грамотности у обучающихся, в том числе естественно-научной и
математической.
Эксперимент является источником знаний и критерием их истинности в науке.
Концепция современного образования подразумевает, что в учебном эксперименте
ведущую роль должен занять самостоятельный исследовательский ученический
эксперимент. Со- временные экспериментальные исследования по физике уже трудно
представить без ис- пользования не только аналоговых, но и цифровых измерительных
приборов. В Федеральном государственном образовательном стандарте (далее —
ФГОС) прописано, что одним из универсальных учебных действий (далее — УУД),
приобретаемых учащимися, должно стать умение «проведения опытов, простых
экспериментальных исследований, прямых и косвенных измерений с использованием
аналоговых и цифровых измерительных приборов».
Учебный эксперимент по физике, проводимый на традиционном оборудовании (без
применения цифровых лабораторий), не может в полной мере обеспечить решение всех
образовательных задач в современной школе. Сложившаяся ситуация обусловлена
существованием ряда проблем:
• традиционное школьное оборудование из-за ограничения технических
возможностей не позволяет проводить многие количественные исследования;
• длительность проведения физических исследований не всегда согласуется с
длительностью учебных занятий;
• возможность проведения многих физических исследований ограничивается
требованиями техники безопасности и др.
Цифровая лаборатория кардинальным образом изменяет методику и содержание
экспериментальной деятельности и помогает решить вышеперечисленные проблемы.
Широкий спектр цифровых датчиков позволяет учащимся знакомиться с параметрами
физического эксперимента не только на качественном, но и на количественном уровне. С
помощью цифровой лаборатории можно проводить длительный эксперимент даже в
отсутствии экспериментатора. При этом измеряемые данные и результаты их обработки
отображаются непосредственно на экране компьютера.
В процессе формирования экспериментальных умений по физике учащийся учится
представлять информацию об исследовании в четырёх видах:
• в вербальном: описывать эксперимент, создавать словесную модель эксперимента,
фиксировать внимание на измеряемых физических величинах, терминологии;
• в табличном: заполнять таблицы данных, лежащих в основе построения графиков
(при этом у учащихся возникает первичное представление о масштабах величин);
• в графическом: строить графики по табличным данным, что позволяет перейти к вы движению гипотез
о характере зависимости между физическими величинами (при этом учитель показывает преимущество в
визуализации зависимостей между вели-чинами, наглядность и многомерность);
• в аналитическом (в виде математических уравнений): приводить математическое
описание взаимосвязи физических величин, математическое обобщение
полученных результатов.
• построение моделей;
• выдвижение гипотез;
• экспериментальная проверка гипотез;
• анализ данных экспериментов или наблюдений;
• формулирование выводов.
Последние годы у учащихся наблюдается низкая мотивация изучения естественнонаучных дисциплин и, как следствие, падение качества образования. Цифровое учебное
оборудование позволяет учащимся ознакомиться с современными методами
исследования, применяемыми в науке, а учителю — применять на практике современные
педагогические технологии.
Программа внеурочной деятельности «Физика в опытах и экспериментах
с использованием оборудования «Точка роста» в 7 классе реализуется в объёме 35 часов.
Программа будет выполнена и все темы пройдены за 35 часа за счет уплотнения материала.

преподаватели

Содержание программы

Цели программы

Результат программы

Материально-техническая база