Речевое развитие детей является одним из главных компонентов их готовности к школьному обучению. Изучение уровня овладения языком позволяет получить данные не только о речевых способностях детей, но и об их целостном психическом развитии. Для того, чтобы понять сущность речевой готовности к школьному обучению, мы должны четко представлять, что же входит в содержание способностей устной речи и какие компоненты самые важные для изучения речи.
Речевое развитие рассматривается, как развитие умений понимать и пользоваться языком: развитие фонематического слуха и звукового анализа, словаря, осознание состава слов, формирование грамматических категорий, развитие коммуникативных умений, умений и навыков связной речи.
Основной акцент в работе по программе «Грамотейка» в старшем дошкольном возрасте ставится на развитие у детей фонематического слуха и фонематического восприятия, а так же на формирование умений и навыков, необходимых для успешного обучения чтению и письму в начальной школе. Большая роль отводится заданиям на развитие умений звукового и слогового анализа, сопоставления звуков по их артикуляторным и акустическим признакам. Дети знакомятся с понятиями: звук, буква, слог, слово, согласные и гласные звуки, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие, шипящие и свистящие.