Раздел №1 «Комплекс основных характеристик программы»
1.1. Пояснительная записка.
Будущее страны зависит от того, какова нравственная основа молодого поколения. Необходимо, чтобы граждане активно участвовали в различных сферах жизнедеятельности, обеспечивая защиту государственных интересов и поступательное развитие социума. Все это возможно только в том случае, если основными социальными ценностями являются гражданственность и патриотизм. Сегодня практически каждое цивилизованное государство огромное внимание уделяет вопросам развития социальной активности граждан своей страны, формированию их правовой, политической, экономической культуры, высокого уровня гражданственности и сознательности. Дети – социально – активная часть общества, участвующая в меру сил и возможностей в общественной жизни. От того, какие ценности будут сформированы у детей сегодня, насколько они готовы к новому типу социальных отношений, зависит путь развития нашего общества.
Актуальность программы. Ныне традиции волонтерского движения в России возрождаются. В последние годы заметно активизировалось волонтерское школьное движение, и не только в таких крупных городах как Москва или Санкт-Петербург, но и в целом ряде других. Школьники-добровольцы занимаются сбором вещей или организацией праздничных концертов для детей-сирот, раздачей подарков ветеранам войны. Кроме того, волонтерское движение предполагает участие учащихся в различных социально-значимых проектах и акциях, например, посвященных здоровому образу жизни, в экологических митингах и других. Специальные психологические курсы готовят школьников-волонтеров к ведению среди сверстников работы по профилактике употребления наркотиков, пропаганде здорового образа жизни. В России сегодня действует много молодежных волонтерских объединений, которые занимаются пропагандой здорового образа жизни. Задача социального становления личности ребенка сегодня является важной и актуальной. От того, какие ценности будут сформированы у детей сегодня, от того насколько они будут готовы к новому типу социальных отношений, зависит путь развития нашего общества и в настоящее время, и в будущем. В связи с этим важную социально-значимую роль приобретает организация деятельности по созданию условий для социального становления подростков, развития их социальной активности.
В.В. Давыдов в качестве ведущей деятельности подростка выделял общественно-значимую деятельность. Через собственное участие в реализации социально-значимых видах деятельности подросток вступает в новые социальные отношения со сверстниками, развивает свои средства общения с окружающими. Активное осуществление общественно значимой деятельности способствует удовлетворению потребности в общении со сверстниками и взрослыми, признанию у старших, самостоятельности, самоутверждению и самоуважению согласно выбранному идеалу. Участие в общественно направленной деятельности, социально признаваемой и одобряемой, позволяет подростку осознать и оценить себя, приобрести уверенность в себе и своей значимости для других, формирует у подростка общественно направленную мотивацию.
Одной из задач гражданского и патриотического воспитания является формирование у детей активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественно-политической жизни страны и государственной деятельности. Целью развития системы профилактики асоциального поведения и детской безнадзорности является усиление сопротивляемости личности негативным влияниям среды. Важнейшей задачей названо формирование у подростков навыков социальной и личностной компетентности, позволяющих им противостоять приобщению к употреблению психоактивных веществ, алкоголизму, курению в условиях давления социального окружения: умения общаться, понимать других людей, а также собственного достоинства и уважения к другим, умения отстаивать свое мнение, считаться с мнением окружающих, противостоять внешнему давлению.
Отличительной особенностью данной программы является сотрудничество детей и взрослых, тесное взаимодействие участников объединения и общественности, через совместное проведение мероприятий, поддержку инициативности подростков и молодежи для решения социально значимых проблем. Эта программа предусматривает развитие инициативы и самостоятельности волонтеров, включение их в разнообразную творческую деятельность. В основе программы лежит установка на изменение отношения к зависимости. Развитие подросткового добровольчества послужит толчком для изменения устаревших стереотипов в отношениях между подростками и взрослыми и создаст условия для развития ответственных партнерских отношений.